C. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"
Сооружение метрополитена вступило в новый этап: разворачиваются подготовительные работы по возведению вестибюлей станций. В связи с этим коллектив СУ-4 треста «Днепроспецстрой» приступил к переносу инженерных сетей на новые места, в район станции «Вокзальная». Вскоре начнется перенос телефонных кабелей, трамвайных и троллейбусных линий из района строительства. Линия первого трамвайного маршрута повернет на площадь Островского, откуда пойдет в обратном направлении, трамвайные маршруты 11, 14, 15 будут поворачивать обратно в районе действующего автовокзала по улице Курчатова.
По соседству с возводимым новым автовокзалом начнется сооружение 14-этажного инженерного корпуса метрополитена с вычислительным центром.
Первостепенную роль в эксплуатации подземки играет строящейся полным ходом электродепо. Возводит депо СУ-122 треста «Днепротрансстрой» (начальник СУ В.А. Руй). Коллектив успешно выполняет задания.
От вестибюля, станции «Вокзальная» в недалеком будущем начнётся проходка наклонных горных выработок для размещения в них эскалаторов.
В сложных условиях приходится трудиться коллективу участка, который сооружает станцию «Вокзальная», особенно проходчикам левого перегонного тоннеля. Здесь малоустойчивые породы перемежаются со скальными, и это вынудило принять решение продвигать, вперед тоннель способом замораживания пласта. Впоследствии запроектировано применить проходческий щит (передвижную металлическую крепь). Коллектив участка последние месяцы перевыполняет план, но после XXVII съезда КПСС настойчиво выявляет неиспользованные возможности. Чтобы пустить резервы в ход, необходимо, считают тоннельщики, ускорить доставку из Харькова проходческого щита.
Вестибюль и подуличный переход вскоре начнут возводить и на станции «Заводской» возле ДЗМО. Участок СУ-157 «Главтоннельметростроя» должен развернуть здесь подготовительные работы для замораживания наклонных стволов, где разместятся эскалаторы. Прораб участка В.П. Щербак сетует, что затянулось, выделение строительной площадки, с опозданием выдана проектно-сметная документация. Заявление соответствует истине. Но дело, в конечном счете, в отсутствии специального агрегата для бурения наклонных скважин, который должен поставить «Харьковметрострой». Когда? Конкретного ответа нет.
Перенос подземных инженерных сетей и телефонных кабелей из района, где развернется возведение вестибюлей и подуличных переходов - первостепенная задача. Главный инженер дирекции строящегося метрополитена Е.М. Марносов не без оснований сетует что решается, она медленно. Объем предстоящих строй-монтажных работ составляет почти 900 тысяч рублей. Исполнители - трест «Днепроспецстрой», комбинат «Днепрометаллургстрой» и Днепропетровское СМУ треста «Укрсвязьстрой». Подразделения «Днепроспецстроя» приступили к работе, остальные исполнители, к сожалению, превышают в фазе раскачки, и это очень беспокоит заказчика.
С каждым месяцем строители подземной железной дороги все дальше и дальше продвигаются сквозь твердь земли. Пройдено 5300 погонных метров перегонных тоннелей и станционных горных выработок в однопутном исчислении с начала строительства. Результат вроде бы удовлетворительный, но по прежним меркам! Сейчас тоннельщики более требовательно и самокритично оценивают достигнутые результаты, строже спрашивают друг с друга. Сошлюсь на примеры.
Тоннельный отряд № 38 перевыполнил февральский план собственными силами. В отряде три участка, два из них - № 3 и № 5 - программу перевыполнили, перекрыли недобор, допущенный участком № 2.
Такая же примерно картина в отряде № 39. Месячное задание, он завершил на 100,2 процента. И здесь три участка. Но один из них, первый, закончил программу только на 93,4 процента. Спасли положение участки № 4 и № 6, выполнившие программу, соответственно на 106,3 и 102,2 процента.
Почему первый участок не справился с месячным планом? Укора заслуживают командиры производства. Они не создали условий для высокопроизводительной работы. Вот только два примера нерасторопности руководителей участка. Для подачи сжатого воздуха в шахту длительное время пользовались временным трубопроводом, проложенным с ДЗМО. В пору холодов часть воздуха конденсировалась и замерзала в трубах, образуя ледяные пробки. Трубопровод приходилось отогревать. Пробки превращались в ледяное крошево, снижались давление и подача сжатого воздуха. Между тем, больше года тому назад, принималось решение отказаться от временного трубопровода, сделать врезку в магистральный трубопровод по улице Маяковского, который проложен от центральной компрессорной в нескольких десятках метров от первого участка. Еще более ощутимый урон понёс участок из-за того, что затянул больше чем на год ввод в эксплуатацию скважины для спуска в шахту бетона. Для этой цели пользуются подъемной машиной, из-за чего сдерживается выдача на-гора породы, а это в конечном счете отрицательно сказывается на результатах работы проходчиков. Среди причин затянувших ввод в эксплуатацию скважин, называют задержку с монтажом приемного бункера бетона, маслостанций и т.д. Давно прошли сроки сдачи их в эксплуатацию и всякий раз, констатируя факт срыва, ни с кого не спросили по большому счету.
Заглянем на шестой участок, коллектив которого сооружает станцию «Коммунаровская». Он выполнил месячный план на 102,2 процента. Хорошее настроение у тоннельщиков комплексной бригады Н.А. Шелепко. Она возводит для электропоездов тупики. 3десь поезда будут разворачиваться, отсюда проляжет дорога в депо. Бригада ежедневно выполняет задание на 115 процентов. Лучших результатов добилось звено гидроизолировщиков А.И. Левенцова, завершившее февральскую программу на 150 процентов. На проходке вентиляционного ствола № 7 отличилась бригада А.Н. Курило.
Из-за нечетких действий субподрядчиков февральская программа по генподряду на строительстве метрополитена не выполнена. Больше всех подвел, трест «Днепровскпромстрой», сооружающий производственную базу метростроевцев. СУ «Спецстрой» этого треста успешно прокладывает к базе дорогу. А СУ «Заводстрой» в феврале совсем не работало. СУ «Промстрой» затянуло устройство фундаментов для материального склада, вследствие чего с большим опозданием открыт фронт работ подразделениями Днепровского заводостроительного комбината. В первом квартале «Днепровскпромстрою» надлежит освоить 250 тысяч рублей. Не за горами конец марта, освоено менее 125 тысяч рублей.
Очень тревожит медлительность руководителей завода имени Бабушкина, затянувших изготовление форм для выпуска железобетонных тюбингов комбинатом производственных предприятий треста «Днепротрансстрой». Неоднократные заверения ускорить их поставку расходятся с делом. Между тем, в скором времени на комбинат начнут поступать необходимые для выпуска тюбингов щебень и песок.
В двенадцатой пятилетке, как говорилось на XXVII съезде КПСС, будут введены в строй метрополитены в Свердловске, Куйбышеве, Днепропетровске. Следовательно, тоннельщикам необходимо сосредоточить усилия на главном - быстрее пускать в дело имеющиеся резервы, ускорить ввод в эксплуатацию подземной железной дороги. Это по плечу и метростроевцам, и их шефам - коллективам предприятий.
valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua
|