Фотоэкскурсия по Днепропетровскому метрополитену
10 квітня 2012, 20:30

{jcomments on}

На сегодня днепропетровский метрополитен, к сожалению, продолжает оставаться одним из самых малых в мире: все 6 станций открыты еще в 1995 г., а эксплуатационная длина трассы менее 10 км. Многим также известна еще одна его отличительная черта: четыре односводчатых станции практически полностью повторяют друг друга, хотя если взять их по отдельности, то, по меркам архитектуры метро 90-х, каждая станция выполнена достаточно красиво.

Вокзальная

Станция колонная трехсводчатая глубокого заложения. Из-за большого диаметра колонн ее иногда путают с пилонной. Предполагалось, что станция когда-нибудь станет пересадочной на третью линию (вроде конструктивно даже оставлен задел), но с учетом туманных перспектив даже пускового участка до "Центральной" страшно представить, когда наступит это "когда-нибудь".

stations-totskiy/1.jpg

stations-totskiy/2.jpg

В торце центрального зала станции установлена памятная доска со списком основных предприятий, принимавших участие в строительстве первого пускового участка:

stations-totskiy/3.jpg

На доске сохранился изначальный логотип метрополитена:

stations-totskiy/4.jpg

Боковой зал:

stations-totskiy/5.jpg

 

Метростроителей

Проектное название - "Дворец Ильича". Также встречались "Чечеловская", "Калининская" и "Баррикадная". Первый из четырех глубоких односводов на нашем маршруте. Кстати, эти односводчатые станции - единственные в Украине односводы глубокого заложения.

stations-totskiy/6.jpg

Станции имеют конструкцию "тбилисского односвода": монолитный свод без опорных выработок и обратного свода. Если в предыдущем предложении вы узнали только буквы, то замечу, что классический "ленинградский односвод" собирается из сборной обделки (причем для повышения устойчивости конструкции каждая арка свода дополнительно обжимается в породу), а свод опирается на специальные опорные выработки, которые скрываются за путевой стеной. Т.к. скальные породы сами по себе имеют большую прочность, ряд вещей в конструкции односвода можно упростить: свод строится из монолитного железобетона, а необходимость в опорных выработках отпадает.

stations-totskiy/7.jpg

stations-totskiy/8.jpg

По некоторым элементам (металлические шарики и пр.) отделки станций легко угадывается стиль Харьковметропроекта.

stations-totskiy/9.jpg

stations-totskiy/10.jpg

 

Металлургов

Проектное название - "Петровского". Также встречалось название "Баррикадная".

stations-totskiy/11.jpg

Все четыре днепропетровских односвода очень сильно перекликаются в архитектурном плане и на первый взгляд отличаются только цветом плит на своде.

stations-totskiy/12.jpg

stations-totskiy/13.jpg

stations-totskiy/14.jpg

На "Металлургов" и "Заводской" в торце зала находится загадочная лестница, которую можно разглядеть на заднем плане фото:

stations-totskiy/15.jpg

Наверху расположена небольшая площадка, от которой уходят в сторону два задела под какой-то переход. К сожалению, до сих пор наверняка неизвестно, для чего предполагался этот задел. Вариант пересадки на другую линию выглядит фантастическим, т.к. по всем источникам пересечений с другими линиями в этом месте не предполагалось; вариант задела под второй выход также неубедителен: непонятно зачем он уходит в сторону, да и куда его, собственно, выводить предполагалось тоже неясно.

stations-totskiy/16.jpg

 

Заводская

Один из вариантов проектных названий - "Металлургов". Благодаря своей расцветке, пожалуй, самый симпатичный односвод из всех четырех.

stations-totskiy/17.jpg

stations-totskiy/18.jpg

Несмотря на внешнюю схожесть с другими односводами, каждая станция имеет множество мелких деталей, отличающих ее от других: разные люстры и форма плит отделки свода, разный цветовой рисунок на своде при помощи плит различного оттенка, форма и отделка путевой стены, рисунок пола и торцов залов и т.д.

stations-totskiy/19.jpg

stations-totskiy/20.jpg

На заднем плане можно увидеть точно такую же, как и на "Металлургов", лестницу с заделом под выход/переход неизвестно куда:

stations-totskiy/21.jpg

Над лестницей установлен первый тюбинг для днепропетровского метрополитена, изготовленный в 1981 г. Днепротяжмашем:

stations-totskiy/22.jpg

stations-totskiy/23.jpg

stations-totskiy/24.jpg

Проспект Свободы

Проектное название - "Электровозостроителей". Еще один вариант - "Петровского".

stations-totskiy/25.jpg

Изначально в светильниках стояли дугообразные лампы дневного света с шариком внизу, но затем все это хозяйство заменили энергосберегайками. Теперь светильники выглядят немного обрезанными.

stations-totskiy/26.jpg

Односвод не заканчивается сразу за платформой, а тянется еще метров 30-50 за станцией:

stations-totskiy/27.jpg

Наклонный ход эскалатора на всех односводах примыкает не к торцу станции, а фактически врезан в свод:

stations-totskiy/28.jpg

stations-totskiy/29.jpg

 

Коммунаровская

Трехпролетная колонная станция мелкого заложения. Один из вариантов проектных названий - "Диёвская".

stations-totskiy/30.jpg

На этой станции появление энергосберегающих ламп более всего повлияло на архитектурный облик. Ранее здесь также стояли дугообразные люминесцентные лампы с металлическим шариком, и люстры смотрелись гораздо величественней

stations-totskiy/31.jpg

Путевая стена станции:

stations-totskiy/32.jpg

stations-totskiy/33.jpg

stations-totskiy/34.jpg

Олег Тоцкий, tov-tob.livejournal.com

Еще фотографии станций вы можете найти в нашей фотогалерее

Благодарность за содействие в организации съемки администрации Днепропетровского метрополитена, а так же начальнику технической школы метрополитена Дружинину Анатолию Викторовичу.