{jcomments on}![](/images/stories/preview/zavod_prev.jpg)
На сегодня днепропетровский метрополитен, к сожалению, продолжает оставаться одним из самых малых в мире: все 6 станций открыты еще в 1995 г., а эксплуатационная длина трассы менее 10 км. Многим также известна еще одна его отличительная черта: четыре односводчатых станции практически полностью повторяют друг друга, хотя если взять их по отдельности, то, по меркам архитектуры метро 90-х, каждая станция выполнена достаточно красиво.
Вокзальная
Станция колонная трехсводчатая глубокого заложения. Из-за большого диаметра колонн ее иногда путают с пилонной. Предполагалось, что станция когда-нибудь станет пересадочной на третью линию (вроде конструктивно даже оставлен задел), но с учетом туманных перспектив даже пускового участка до "Центральной" страшно представить, когда наступит это "когда-нибудь".
![stations-totskiy/1.jpg](/images/stories//stations-totskiy/1.jpg)
![stations-totskiy/2.jpg](/images/stories//stations-totskiy/2.jpg)
В торце центрального зала станции установлена памятная доска со списком основных предприятий, принимавших участие в строительстве первого пускового участка:
![stations-totskiy/3.jpg](/images/stories//stations-totskiy/3.jpg)
На доске сохранился изначальный логотип метрополитена:
![stations-totskiy/4.jpg](/images/stories//stations-totskiy/4.jpg)
Боковой зал:
![stations-totskiy/5.jpg](/images/stories//stations-totskiy/5.jpg)
Метростроителей
Проектное название - "Дворец Ильича". Также встречались "Чечеловская", "Калининская" и "Баррикадная". Первый из четырех глубоких односводов на нашем маршруте. Кстати, эти односводчатые станции - единственные в Украине односводы глубокого заложения.
![stations-totskiy/6.jpg](/images/stories//stations-totskiy/6.jpg)
Станции имеют конструкцию "тбилисского односвода": монолитный свод без опорных выработок и обратного свода. Если в предыдущем предложении вы узнали только буквы, то замечу, что классический "ленинградский односвод" собирается из сборной обделки (причем для повышения устойчивости конструкции каждая арка свода дополнительно обжимается в породу), а свод опирается на специальные опорные выработки, которые скрываются за путевой стеной. Т.к. скальные породы сами по себе имеют большую прочность, ряд вещей в конструкции односвода можно упростить: свод строится из монолитного железобетона, а необходимость в опорных выработках отпадает.
![stations-totskiy/7.jpg](/images/stories//stations-totskiy/7.jpg)
![stations-totskiy/8.jpg](/images/stories//stations-totskiy/8.jpg)
По некоторым элементам (металлические шарики и пр.) отделки станций легко угадывается стиль Харьковметропроекта.
![stations-totskiy/9.jpg](/images/stories//stations-totskiy/9.jpg)
![stations-totskiy/10.jpg](/images/stories//stations-totskiy/10.jpg)
Металлургов
Проектное название - "Петровского". Также встречалось название "Баррикадная".
![stations-totskiy/11.jpg](/images/stories//stations-totskiy/11.jpg)
Все четыре днепропетровских односвода очень сильно перекликаются в архитектурном плане и на первый взгляд отличаются только цветом плит на своде.
![stations-totskiy/12.jpg](/images/stories//stations-totskiy/12.jpg)
![stations-totskiy/13.jpg](/images/stories//stations-totskiy/13.jpg)
![stations-totskiy/14.jpg](/images/stories//stations-totskiy/14.jpg)
На "Металлургов" и "Заводской" в торце зала находится загадочная лестница, которую можно разглядеть на заднем плане фото:
![stations-totskiy/15.jpg](/images/stories//stations-totskiy/15.jpg)
Наверху расположена небольшая площадка, от которой уходят в сторону два задела под какой-то переход. К сожалению, до сих пор наверняка неизвестно, для чего предполагался этот задел. Вариант пересадки на другую линию выглядит фантастическим, т.к. по всем источникам пересечений с другими линиями в этом месте не предполагалось; вариант задела под второй выход также неубедителен: непонятно зачем он уходит в сторону, да и куда его, собственно, выводить предполагалось тоже неясно.
![stations-totskiy/16.jpg](/images/stories//stations-totskiy/16.jpg)
Заводская
Один из вариантов проектных названий - "Металлургов". Благодаря своей расцветке, пожалуй, самый симпатичный односвод из всех четырех.
![stations-totskiy/17.jpg](/images/stories//stations-totskiy/17.jpg)
![stations-totskiy/18.jpg](/images/stories//stations-totskiy/18.jpg)
Несмотря на внешнюю схожесть с другими односводами, каждая станция имеет множество мелких деталей, отличающих ее от других: разные люстры и форма плит отделки свода, разный цветовой рисунок на своде при помощи плит различного оттенка, форма и отделка путевой стены, рисунок пола и торцов залов и т.д.
![stations-totskiy/19.jpg](/images/stories//stations-totskiy/19.jpg)
![stations-totskiy/20.jpg](/images/stories//stations-totskiy/20.jpg)
На заднем плане можно увидеть точно такую же, как и на "Металлургов", лестницу с заделом под выход/переход неизвестно куда:
![stations-totskiy/21.jpg](/images/stories//stations-totskiy/21.jpg)
Над лестницей установлен первый тюбинг для днепропетровского метрополитена, изготовленный в 1981 г. Днепротяжмашем:
![stations-totskiy/22.jpg](/images/stories//stations-totskiy/22.jpg)
![stations-totskiy/23.jpg](/images/stories//stations-totskiy/23.jpg)
![stations-totskiy/24.jpg](/images/stories//stations-totskiy/24.jpg)
Проспект Свободы
Проектное название - "Электровозостроителей". Еще один вариант - "Петровского".
![stations-totskiy/25.jpg](/images/stories//stations-totskiy/25.jpg)
Изначально в светильниках стояли дугообразные лампы дневного света с шариком внизу, но затем все это хозяйство заменили энергосберегайками. Теперь светильники выглядят немного обрезанными.
![stations-totskiy/26.jpg](/images/stories//stations-totskiy/26.jpg)
Односвод не заканчивается сразу за платформой, а тянется еще метров 30-50 за станцией:
![stations-totskiy/27.jpg](/images/stories//stations-totskiy/27.jpg)
Наклонный ход эскалатора на всех односводах примыкает не к торцу станции, а фактически врезан в свод:
![stations-totskiy/28.jpg](/images/stories//stations-totskiy/28.jpg)
![stations-totskiy/29.jpg](/images/stories//stations-totskiy/29.jpg)
Коммунаровская
Трехпролетная колонная станция мелкого заложения. Один из вариантов проектных названий - "Диёвская".
![stations-totskiy/30.jpg](/images/stories//stations-totskiy/30.jpg)
На этой станции появление энергосберегающих ламп более всего повлияло на архитектурный облик. Ранее здесь также стояли дугообразные люминесцентные лампы с металлическим шариком, и люстры смотрелись гораздо величественней
![stations-totskiy/31.jpg](/images/stories//stations-totskiy/31.jpg)
Путевая стена станции:
![stations-totskiy/32.jpg](/images/stories//stations-totskiy/32.jpg)
![stations-totskiy/33.jpg](/images/stories//stations-totskiy/33.jpg)
![stations-totskiy/34.jpg](/images/stories//stations-totskiy/34.jpg)
Олег Тоцкий, tov-tob.livejournal.com
Еще фотографии станций вы можете найти в нашей фотогалерее
Благодарность за содействие в организации съемки администрации Днепропетровского метрополитена, а так же начальнику технической школы метрополитена Дружинину Анатолию Викторовичу.
|