№ 159, 1984 год. "Задача номер один"

С. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

Напротив главной проходной Днепропетровского завода металлургического оборудования по проезжей части улицы ходят автобусы и трамваи, чуть дальше - по железой дороге - в одну и другую стороны проносятся поезда. И их пассажиры не подозревают, что под ними, в глубокой тверди земли, проходческие бригады Николая Васильевича Панькова и Петра Терентьевича Воробьева прокладывают два перегонных тоннеля от станции "Заводская" в сторону станции "Электровозостроителей".

Часть тоннеля, как предупреждают прогнозы, пролегает под скалой. Над ней расположена обширная область плывунов. От свода тоннеля до скалы только 7-8 метров. Зона повышенной опасности! Поэтому здесь принимаются меры предельной предосторожности: проходка ведется короткими "шагами", или, как выражаются метростроевцы, метровыми заходками - продвинул на метр горную выработку в толще земной тверди, закрепи ее железобетонным "кольцом" обделки, нагнетай цементный раствор. Надежная мера, предупреждающая просадку поверхности почвы над тоннелем, или подвижку грунта.

К чести проходчиков, они не допускают возникновения чрезвычайных происшествий. Но работа под землей подчас сопровождается непредсказуемыми сюрпризами. Бригада Ивана Михайловича Прокопенко укомплектована горняками из Кривбасса. Проходка забоя, в котором она трудится, приостановлена из-за вывала неустойчивой породы в левой пятой штольне. Сейчас ее левую (путевую) стену капитально бетонируют. В этой штольне впоследствии построят станцию "Заводская» с посадочными платформами.

Хорошо трудится в бригаде Воробьева Виктор Александрович Кулешов. Он сооружал тоннели на Дальнем Востоке. С огоньком работают проходчики Александр Семенович Перминов и Геннадий Павлович Мухин, пришедшие на строительство по путевкам комсомола. "Надежные ребята", - характеризуют их горняки. Бригада ведет проходку правого перегонного тоннеля. По итогам социалистического соревнования в нынешнем году систематически занимает призовые места.

Левый перегонный тоннель пробуривает бригада Панькова. В ней тон в социалистическом соревновании задают проходчики Ю.Н. Кононченко, В.Г. Бабенко, И.В. Петров, А.Ф. Малиновский. Первые трое тоже пришли по комсомольским путевкам. Алексей Феликсович Малиновский из Харьковского метростроя.

Тоннели, по которым будут ходить электропоезда, пробуриваются в очень трудных горно-геологических условиях. Тут повышенная обводненность, не всюду одинаковый по прочности грунт. И все-таки июньский план первый участок выполнил. Но, отдавая должное благополучной цифре по валу, очень важно подчеркнуть: программа "вытащена" за счет денежных работ, а вот главный показатель - скорость проходки - продолжает отставать от нормативов. Так и на остальных четырех участках. План горнопроходческих работ за первую половину года выполнен только на 80 процентов. Ускорение темпов проходки для метростроевцев - задача номер один. И хотя по сравнению с минувшим годом они выросли, поставленная задача решается медленно.

Один из резервов ускорения темпов проходки, по мнению ряда компетентных специалистов, щитовой способ продвигания забоя. Но для этого требуется механизированный щит, предназначенный для особо крепких скальных пород. Такой механизм в стране у нас есть. Это "Союз-19". Выпускает его предприятие, подчиненное не Министерству путей сообщения, в ведении которого находится СМП-720, а Ясиноватский машиностроительный завод республиканского Минуглепрома. Щиты выпускаются для угольной промышленности. Вот в чем загвоздка. Задача преодолеть ведомственный барьер - приобрести такие щиты. И тут слово за Главтоннельметростроем. Сегодня же следует резко увеличить усилия по улучшению использования существующего буровзрывного способа, который, к слову сказать, сопряжен, к сожалению, с повышенным расходованием цемента. Ученые горного института, как месяц тому назад сообщал "Днепр вечерний", разработали комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности горно-технических работ. Мало предложить меры, ускоряющие проходку. Важно как можно быстрей осуществить предложения ученых. Сегодня нет оснований утверждать, что руководители СМП-720 сосредоточили усилия на претворении в жизнь рекомендаций.

Много потерь рабочего времени допускают метростроевцы. Почему? Ответ руководителей СМИ-720 звучит парадоксально: "Из-за большой механовооружевности забоев". Оказывается, насыщая участки горной техникой, руководители СМП-720 не позаботились о создании необходимой, хорошо оснащенной базы для ее ремонтов. Используются механизмы не лучшим образом - часто выходят из строя, очень долго и не всегда хорошо ремонтируются. В то время, как на втором участке ремонтная механическая мастерская, при активной помощи предприятий-шефов Красногвардейского района, создана и работает довольно сносно, на станциях "Металлургов", "Электровозостроителей" и "Вокзальной" их еще нет, хотя сроки ввода в эксплуатацию давно истекли. На станциях "Металлургов" и "Электровозостроителей" сооружение мастерских ведется очень медленно. А на станции "Вокзальная" строительство мастерских еще не начиналось.

Сдерживает темпы строительства нечеткая работа службы материально-технического снабжения СМП-720. Коллектив первого участка бетонирует стенки пятой штольни. Будь у бригад передвижная металлическая опалубка, дело шло бы куда быстрей. Подвел "Харьковметрострой", затянувший изготовление передвижных щитов. К их выпуску приступили с большим опозданием.

Во втором полугодии программа проходческих работ заметно возрастет. Надо отдавать долг и за первое полугодие. К сожалению, работа в первые дни июля не дает оснований утверждать, что на участках стройки сделано все, чтобы наверстать упущенное. Большой сбой возник и на станции "Вокзальная", где в подходной горной выработке случился вывал породы. Сейчас закрепление этой опасной зоны близится к концу. Но прогноз предупреждает: дальнейшая проходка выработки предстоит по неустойчивым породам.

18 мая "Днепр вечерний" писал о неритмичной поставке железобетонных "колец" "Харьковметростроем". На Днепропетровском заводе металлических и железобетонных изделий налажено производство небольших партий таких «колец». Проблема полностью, правда, не решена. Но в перспективе строительство на заводе двух эстакад и поточной линии. С их вводом в действие удастся полностью отказаться от привозных «колец».

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua

 


 

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):