№ 166, 1982 год. "Есть заказ и есть отказ"

С. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

С каждым днем удлиняется горная выработка (штольня), берущая начало от ствола станции "Заводская". Она продвигается к месту, откуда начнется проходка перегонного тоннеля. Штольня проложена уже на 24 метра.

Порода, которую извлекают а процессе проходки, выдается на-гора по стволу бадьями. Вот если бы ее транспортировали клетевым подъемом, то темпы проходки можно было бы значительно ускорить.

Выдача породы клетевым подъемом намечалась еще в июне. Для этого необходимо соответствующим образом переоборудовать ствол и иметь клеть.

Почему намеченное не выполнено?

Метростроевцы объясняют:

- Завод горношахтного оборудования не изготовил клети.

Многие промышленные предприятия, строительные и другие организации города активно помогают строителям метрополитена. Доброго слова, например, заслуживает коллектив опытного завода металлических конструкций. Неплохо выполняет заказ на изготовление поперечных тележек с приводами и металлических конструкций для порожняковых и грузовых путей объединение по выпуску тяжелых прессов. В обусловленный срок сделали посадочные "кулачки" для клетевого подъема на ДЭВЗе. А с клетями завод горношахтного оборудования подвел.

Опытный завод института ВНИИмехчермет Минчермета СССР изготовил первые прицепные устройства для клетей, но завод горношахтного оборудования оказался не готовым пустить их в дело. Назначенный на апрель срок перенесли на май, а затем - на июнь. И тут вдруг обнаружилось недоразумение: перепутали сертификат на металл, и клети изготовили не из предусмотренной техническими условиями стали. Опять отложили срок. Последний истек 10 июля. Из десяти клетей еще нет ни одной. А нужны в первую очередь хотя бы четыре.

Назначен еще один срок, но и он под угрозой срыва. Для клетей, каркасы которых уже изготовлены, нужны пружины, парашютные устройства. Только на днях на заводе горношахтного оборудовании всполошились: нет соответствующего металла для пружин.

- Нельзя ли заменить парашютные пружины другим приспособлением? - обратился и заказчику завод горношахтного оборудования. Но разве об отсутствии металла для пружин на заводе не знали раньше?

Перед навеской клети в стволе его надо переоборудовать, спустить в штольню породогрузочную и бурильную машины, тюбингоукладчик. Контрольная сборка этих механизмов должна производиться на поверхности. Все операции и особенно переоборудование ствола должны занять примерно две недели. Осуществление этой работы надо теперь так увязать с монтажом клети к других механизмов, чтобы свести до минимума вынужденную паузу на проходческих работах.

Нельзя умолчать и о том, что истек третий срок поставок металлоконструкций для тельферных и бункерных эстакад, изготавливаемых заводом имени Бабушкина. Важно отметить, что по платежному требованию этого предприятия метростроевцы уже за заказ рассчитались.

- А получили, - расскаэывают в управлении строймонтажного поезда СМП-720, - только вертикальные стойки тельферной эстакады. Без связей, монорельсов и ригелей. Назначили новый срок - 15 июля.

В минувшем году ДЗМО хорошо справлялся с изготовлением для метростроевцев четырех опрокидывателей и заслужил их благодарность. Нужны еще шесть. ДЗМО получил заказ.

- Но мы получили отказ, - рассказывают в управлении СМП-720. - Министерство не разрешает нам выполнять заказ, объясняют на заводе. Интересно, почему оно не препятствовало изготовлению опрокидывателей в минувшем году? Чтобы выйти из создавшегося положения, метростроевцы с трудом раздобыли а Ташкенте три опрокидывателя. А где еще взять три? Как расплачиваться за долги с ташкентцами? Оборудование займообразно...

В то время, как на станции "Заводская" пройден ствол и ведется проходка штольни, на станции "Электровозостроителей" еще даже не начато замораживание ствола, хотя по графику оно должно идти уже полным ходом. Причина в том, что затянулась подача на эту площадку постоянной электроэнергии. Решения оперативных совещаний, проводимых управлением СМП-720, медленно подкрепляются делами.

Неустойчивое электроснабжение и на базовой площадке "Двороц Ильича". Она подключена по временной схеме к агрегатному заводу, а должна получать электроэнергию от подстанции ПРЗ-5, срок ввода которой уже истек.

До сих пор нет постоянной электроэнергии и на базовой площадке «Октябрьская площадь». Снабжение током осуществляется от старой котельной, что сдерживает работу. Эта стройка окружена со всех сторон домами. Производственные операции метростроевцы ведут здесь только в дневное время, темпы проходки ствола тут невысокие. Завод имени Бабушкина не выдал необходимых металлоконструкций для горного комплекса. Для выдачи породы на-гора здесь пока что обходятся специальным краном. Но как только ствол углубится, кран не сумеет достать до забоя, потребуется лебедка. Сегодня к этому медленно готовятся.

Первое полугодие, итоги которого радуют значительным перевыполнением плана по генподряду, назвало не только передовиков социалистического соревнования, о которых "Днепр вечерний" уже писал, оно выявило и упущения на ряде участков. За средний вполне благополучной цифрой кроются упущения отдельных командиров производства, но шагающих в ногу с передовиками. Огорчает то, что отставание - результат неоперативности руководителей нескольких субподрядных организаций. Пример тому, к сожалению, печальный - прирельсовая база для приема и хранения грузов, адресуемых строителям метрополитена. Трест "Днепротяжстрой" возвел отличный объект. Для его сдачи в эксплуатацию осталось сделать совсем немного — провести испытание резервуара, смонтировать противопожарное оборудование, покрасить осветительную мачту. Однако разговор об этом ведется второй месяц.

На станции "Металлургов" сдача душевого комбината споткнулась на... витражах. Решение этого простого вопроса тянется несколько месяцев, но дальше обещаний дело не идет.

По-прежнему медленно готовится площадка станции "Вокзальная". Там, где высится дом номер 21, должен быть ствол, соседний дом намечают переоборудовать под душевые. Несколько сроков назначалось для отселения жильцов в новые квартиры, которые уже выделены. Но Кировский райисполком с отселением не спешит. Между тем последний срок предоставления площадки метростроевцам - 20-е июля. Нелишне напомнить, что по графику на «Вокзальной» строительные работы намечались начать еще в минувшем году.

Важное обстоятельство. В третьем квартале строителям метрополитена предстоит выполнить объем работы, почти равный плану первого полугодия. Значит, важно двигаться вперед широким фронтом, без отстающих.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua.

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):