№ 182, 1984 год. "Мера настойчивости"

С. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

Полторы тысячи погонных метров перегонных тоннелей и пятовых штолен, 820 погонных метров вспомогательных горизонтальных горных выработок прошли метростроевцы с начала сооружения подземной железной дороги. Семимесячная программа по генеральному подряду завершена на 103 процента. В общем, дело движется вперед. Но, начиная с июля, не так как намечалось. Семимесячный план собственными силами коллектив строительного поезда 720 выполнил только на 93 процента, а июльский план - на 60 процентов. Это значит, что задача номер один - ускорить темпы проходки горных выработок - решается метростроевцами плохо. Причин немало. В их числе низкая требовательность и исполнительская дисциплина. Признавая критику в свой адрес правильной, заверяя, что из нее будут сделаны выводы, многие метростроевцы не проявляют должной настойчивости, чтобы исправить положение.

11 июля в корреспонденции "Задача номер один" "Днепр вечерний" обращал внимание СМП-720 на то, что ничего не делается для претворения в жизнь рекомендаций ученых горного института, направленных на повышение эффективности горно-проходческих работ. К сожалению, сегодня упрек этот приходится повторить.

Пять участков на стройке. Ни один из них не выполнил июльской программы. На участке № 1 двумя забоями прошли только 30 метров - гораздо меньше норматива. В чем дело? Для объяснения отставания выискиваются десятки причин. Среди них "отвратительные горно-геологические условия". Но главная причина не называется, а она заключается в низкой инженерной подготовке, недостаточном материальио-техническом обеспечении, невысокой требовательности к исполнителям. Рабочее время проходчиков используется не лучшим образом. Простои механизмов из-за нехватки запасных частей продолжают оставаться высокими, меры по их снижению осуществляются без должной настойчивости.

На первом участке бетонируется стенка пятовой штольни. Для выполнения этой работы должна применяться передвижная металлическая опалубка. Еще три месяца тому назад руководители "Харьковметростроя", которому подчинен СМП-720, заверили, что обеспечат ее поставку в ближайшее время. К сожалению, по сей день обещанной опалубки нет. Приходится вместо нее использовать не механизированную, а сборно-разборную опалубку, которая устанавливается вручную. Ее применение не обеспечивает нормативную производительность труда.

Это не единственный пример нечеткого материально-технического обеспечения выполнения производственной программы со стороны "Харьковметростроя". Сейчас на станции "Вокзальная" выдача на-гора породы из подходной горной выработки осуществляется бадьей. Способ, не обеспечивающий высокий темп работы. Надо переходить на эксплуатацию клетевого подъема. Он готов. Но ствол надлежит оснастить деревянными "проводниками" (направляющими). Необходима также установка вентиляционных коробов в стволе. И то и другое должно быть поставлено "Харьковметростроем" одновременно в ближайшие дни. Но на складе в Харькове нет ни направляющих, ни коробов. Заминки с их поставкой произошли также, когда сдавали в эксплуатацию клетевые подъемы на других четырех станциях метрополитена.

Несогласованность действия - бич управленческих служб метростроевцев. Невыполнение июльского плана производственный отдел СМП-720 объясняет нехваткой тюбинговых колец. Подвел завод металлургического оборудования? Ни в коей мере. Наоборот, машиностроители ведут поставку тюбингов с опережением. Используют ли снабженцы эту ситуацию? Далеко не всегда. Вот недавний досадный факт. Два вагона тюбингов облегченного типа направили с ДЗМО "Харьковметрострою". А в третьем квартале они харьковским метростроителям не нужны. Теперь эти тюбинги в обратном направлении возят автомашинами из Харькова в Днепропетровск. Почему не переадресовали эти два вагона обратно? Оказывается, не успели. Будь снабженцы расторопней, они предупредили бы отправку вагонов в Харьков.

Сетуют в производственном отделе СМП-720 на отсутствие автомобильной базы. Она, говорят, позарез нужна. Утверждение не голословное. Существующее пристанище для автомобилей занимает небольшую часть автобазы, принадлежащей АТП 03662. Давно сделан проект строительства нового помещения для грузовых автомобилей. Есть смета. Дирекция строящегося метрополитена финансирует сооружение базы. Остановка за подрядчиком. Когда помещение построят, АТП передаст свою базу метростроевцам. За чём же дело стало? За настойчивостью. Больше года идут разговоры о строительстве и... не приступает к нему. Почему?

- Мы не строители помещений, - объясняют руководители СМП.

- Но у вас есть субподрядчики.

На это возражение не следует вразумительного ответа.

К слову, о субподрядчиках, в первую очередь о тресте "Днепровскпромстрой". Вот уже несколько месяцев он не завершает сооружение ремонтной мастерской на станций "Металлургов". Не устанавливаются оконные рамы и не ведутся отделочные работы "коробки" ремонтно-механической мастерской на станции "Октябрьская площадь". Для нее нет оборудования. Приостановлено сооружение бытового комбината на станции "Электровозостроителей". Строительство ремонтной мастерской на станции "Вокзальная" не начиналось. Небольшой ремонтный пункт ютится в неприспособленном подвале.

Из многих "ручейков" неполадок возникает "река", которая приводит к невыполнению программы. В числе таких "ручейков" сооружение тупика на станции "Коммунаровская". Из месяца в месяц здесь переносятся сроки начала работ. Коллективу специализированного управления № 157 Главтоннельметростроя надлежит тут осуществить на строительной площадке большой объем водопонизительных работ. Из 14 скважин водопонижения задействованы только четыре... Они понизили уровень грунтовых вод на полтора метра, а следует понизить еще на 3 - 4 метра. Тогда можно будет начать выемку грунта в тупике. Снизили темпы работы, экскаваторщики на площадке будущего депо для электропоездов: сдерживается очистка площадки от металлолома по вине Вторчермета.

Доброго слова заслуживют инспектора по качеству дирекции строящегося метрополитена. Они тщательно следят за соблюдением всех технических условий, предусмотренных проектом. На станциях "Заводская" и "Электровозостроителей" уложили несколько колец, не обмазав их предварительно битумом, и инспектора забраковали работу. Пришлось доводить все до предусмотренных проектом кондиций. Так и должно быть.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua

 


 

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):