№ 150, 1982 год. "Полугодовой план перевыполнен"

С. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

У работников управления строительно-монтажного поезда № 720 Министерства транспортного строительства СССР — новоселье. Из временного помещения оно переехало в новое пятиэтажное здание, которое возвел за короткий срок неподалеку от Дворца культуры имени Ильича трест «Днепротрансстрой» по проекту «Днепрогражданпроекта». Строители и проектировщики постарались. Аккуратное, современное здание из серого силикатного кирпича радует глаз. Комнаты светлые, просторные. На фасаде буква «М» - метро. Днепропетровцы к ней постепенно привыкают. Ее уже можно увидеть на нескольких базовых площадках будущих станций метрополитена.

- Теперь условия работы значительно улучшатся, - с удовлетворением говорит начальник СМП-720 Н.В. Лобанов. - Во временном здании было только 2 телефона. Здесь их будет 20, что немаловажно для оперативного решения множества вопросов, возникающих в процессе строительства метрополитена.

Уже монтируется разводка телефонной сети. Предстоит протянуть 2,5 километра кабеля по существующей канализации от АТС-52, что на Орловской улице. Управление размещается на верхних двух этажах. На двух нижних — душевой комбинат. В нем ведутся отделочные работы. Он предназначен для рабочих, сооружающих станцию «Дворец Ильича». Она расположена примерно в пятидесяти метрах от нового здания управления. А на третьем этаже будут трудиться проектировщики, осуществляющие авторский надзор, управление участка № 3 СУ-157 Главтоннельметростроя, геологи и другие службы.

Хорошо идут дела у проходчиков на станции "Дворец Ильича". Пройден вертикальный ствол, сооружаются под землей насосные камеры, отстойник, подходный тоннель (штольня) продвинут к перегонному тоннелю на 8 метров. Коллектив участка, который возглавляет В.С. Ковалев, прочно удерживает среди метростроевцев первое место в соревновании в честь 60-летия образования СССР. Образцы высокой производительности труда на участке показывает бригада Н.Н. Никулина.

Заметных успехов добились также строители, сооружающие вертикальный ствол на станции "Металлургов". Его сооружение займет в летописи строительства метрополитена интересную страницу. Обычно ствол проходят предварительно, создав вокруг него льдогрунтовую оболочку. Она предохраняет от проникновения в забой подпочвенной воды и плывунов. Создать "рубашку" вокруг ствола непросто. Бурятся глубокие скважины, в них опускают трубы, по ним циркулирует замораживающий "рассол". Операция занимает месяц и больше. Температура вокруг ствола доводится до минус четырех градусов. Затем замораживающую установку переводят с активного на пассивный режим работы для поддержания минусовой температуры.

Когда настала пора проходить ствол на станции "Металлургов", замораживающая установка работала на другом объекте и должна была освободиться для перебазирования не скоро. Чтобы не терять времени, решили попытаться пройти ствол в порядке эксперимента без льдогрунтовой оболочки. В таких грунтах, как на станции "Металлургов", никому в стране не удавалось пройти вертикальный ствол на большую глубину без замораживания. Метростроевцы решили попытаться.

Три верхних пласта недр - культурный, суглинистый и песчаный - прошли с превеликими предосторожностями без особенных осложнений. Когда стали опускаться ниже двадцатого метра и дошли до зоны неустойчивых пород, накрывающих скалистое напластование, в забой начала проникать интенсивно вода с песком. Устанавливать в стволе кольца тюбингов стало очень трудно. Обстановка осложнялась тем, что вода стала выносить окружающую ствол породу, а это влекло за собой просадку грунтов.

Что делать? Решили не испытывать судьбу и временно отступить. Образовавшиеся вымоины забутовали песчано-цементным раствором, предупредив возможную сдвижку пород. К этому времени освободилась замораживающая станция. Ее смонтировали, пробурили вокруг ствола скважины и начали формировать льдогрунтовую оболочку. Оказалось, что до скальной зоны метростроевцам оставалось пройти немногим больше трех метров. На стыке этих двух зон, насыщенных плывунами, особенно трудно работать. Сейчас этот опасный участок преодолен.

- Сели на скалу, - не скрывая радости, рассказывают метростроевцы. - Уже посадили 30 колец.

Каждое кольцо тюбингов - метр проходки.

Проходчики, сооружающие ствол на станции "Металлургов", заслуживают самых добрых слов. Они выиграли немало времени, пройдя 23 метра без замораживания. А вот на поверхности площадки "Meталлургов" еще не завершены планировочные работы, разбросаны ненужные лесоматериалы и металл. Не убран мусор. Коробка здания подъемной машины есть, а строительные работы ведутся медленно, - срок их завершения 15 июля. Важно сосредоточить все силы, чтобы закончить их в срок. Ведь пятнадцатого августа срок завершения наладочных работ.

План первого полугодия по строймонтажу коллектив СМП-720 перевыполнил. Но это не дает оснований для того, чтобы смотреть сквозь пальцы на недоделки, которые есть на объектах. До сих пор, например, не принята прирельсовая база возле нового Кайдакского моста. Она предназначена для приема и хранения оборудования и материалов, адресуемых метростроевцам. Строители проделали большую работу, возвели отличный объект. Но козловой кран на базе и осветительная мачта не покрашены, нет устройства для гидрантов, нет шлангов и пожарной сигнализации. Так и "засох" объект перед финишной прямой. Впечатление такое, что трест "Днепротяжстрой" о нем забыл.

На станции "Коммунаровская" затянулось сооружение душевого комбината. На площадке еще не снесен жилой дом, медленно сооружаются мастерские. Не чувствуется напряжения в работе на станции "Электровозостроителей". Котлован для подъемной машины есть, но строительство горного комплекса не начиналось, не завершена укладка силового кабеля, электроэнергия на площадку не подана. А она вскоре потребуется для спаренной замораживающей установки, которая будет сюда перебазирована.

Важно отметить, что нужда в этих замораживающих установках велика. Недавно в Днепропетровске побывал главный инженер Главтоннельметростроя С.Н. Власов. Он обещал выделить днепропетровцам еще две спаренные замораживающие установки, тюбинговые укладчики, бурильные и породопогрузочные машины. Хочется верить, что слово С.Н. Власова будет подкреплено делами в самое ближайшее время.

В сравнении с первым полугодием, во втором программа строймонтажных работ почти удвоена. В связи с этим следует остро поставить вопрос перед руководителями СМП-720 о необходимости повысить спрос с субподрядных организаций, а главное, оперативно решать возникающие в процессе работы производственные вопросы. К сожалению, сегодня многие из них, в том числе второстепенные, оперативно не решаются и вытаскиваются на еженедельные совещания штаба, отвлекая тем самым внимание от главных проблем, которые требуют сбалансированных действий исполнителей.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua.

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):