№ 53, 1985 год. "Продвижение ускоряется"

С. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

На строительстве Днепропетровского метрополитена побывал главный инженер "Главтоннельметростроя" Сергей Николаевич Власов. Вместе с ним ходом сооружения подземной железной дороги знакомились начальник СКТБ "Главтоннельметростроя" В.Г. Протченко, начальник технического отдела института "Метрогипрострой" В.В. Котов, главный инженер "Харьковметростроя" В.Я. Гацько, главный инженер "Харьковметропроекта" М.П. Воробьев, начальник отдела строительных конструкций "Харьковиетропроекта" П.Д. Пашков и другие специалисты.

С. Н. Власов ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Сергей Николаевич, последний раз вы были в Днепропетровске чуть больше двух лет тому назад. Интересно узнать ваше впечатление о прошедших тут изменениях.

- Проделан большой объем работы. Действуют пять стволов шахт и хорошо оснащенные горные комплексы на их поверхности. Ведется проходка перегонных тоннелей и пятовых штолен, в которых будут сооружены подземные вестибюли и посадочные платформы. Соответствуют существующим требованиям подходные горные выработки.

- Резервов ускорения строительства, надо полагать, тоже немало. В чем они конкретно состоят? Как их намереваются использовать?

- Одна из главных возможностей ускорения видится в повышении уровня организации строительного процесса, культуры производства. Речь идет в первую очередь о путях ускорения проходческих работ, о повышении технического уровня строительства, включая выработку некоторых новых решений. Они продиктованы тем, что в отдельных случаях - подчеркиваю: в отдельных - проектные решения потребовали доработки. Никого не может удовлетворить то, что с увеличением объема производимых работ стала снижаться производительность труда. Задание по производительности труда в 1984 году выполнено только на 94 процента.

- Установлены причины отставания?

- Причин немало. На недостаточном уровне организация труда, обеспеченность горными механизмами, запасными частями к ним. Положение усугубляется еще и тем, что имеющееся оборудование нередко простаивает. В распоряжении службы главного механика два небольших механических цеха. И тем не менее, профилактический ремонт горной техники осуществляется плохо. Предъявляя службе главного механика высокие требования, следует также оказывать ей, конкретную помощь в обеспечении запасными частями и материалами. На это обращено внимание "Харьковметростроя". Вопрос будет находиться в центре нашего внимания.

Принято решение усовершенствовать АБТ (агрегат бурильный, тоннельный). Он оснащается более совершенной буровой головкой на тюбингоукладчике. Выделяются насосы для призабойных водоотливов, армированная металлом лента для транспортеров породопогрузочных машин, трехкубовые пневмобетононагнетатели, укладчик тюбингов для коротких горных выработок. Выделяются дополнительные фонды на запасные части к проходческому оборудованию, 25-тонный мостовой кран. Рассмотрен вопрос о создании временного бетонного узла. Он должен способствовать ритмичной поставке бетона на участки. Его доставка к местам укладки ускорится благодаря использованию пневмобетонных нагнетателей.

Нельзя сквозь пальцы смотреть на то, что отбитая порода плохо убирается из горных выработок. В конечном счете загрязняются горные механизмы, что приводит к их преждевременной остановке на ремонт. Тщательная очистка горных выработок от породы должна стать для строителей законом. Борьба за чистоту рабочих мест, забоев, дренажных канав, оснащение насосных камер устройствами для автоматизации водоотлива - слагаемые уровня подготовки производства, которые нельзя считать второстепенными. Все должно обеспечивать высокую культуру работы. Она - важный ускоритель проходки тоннелей.

- На участке, где начальником Л.В. Оборалов, за месяц прошли 32 погонных метра перегонного тоннеля. Такой результат достигнут в СМП впервые.

- Это достижение надо рассматривать как ступеньку к более высокому рубежу - 40-50 метров. Это по плечу проходчикам. Важно обеспечить бригады всем необходимым. Решает организация дела. Нужно создать коллективы, работающие по бригадному подряду. В Днепропетровске впервые в больших масштабах будет осваиваться технология строительства односводчатых станций. Поэтому очень важно форсировать создание производственной базы. К сожалению, работа в этом направлении ведется крайне медленно. Сегодня и завтра это один из главнейших вопросов. Можно не сомневаться, что в решении всех задач строители днепропетровского метро получат от "Главтоннельметростроя" действенную помощь.

* * *

Состоялось совещание, в котором приняли участие первый заместитель председателя горисполкома А.П. Воловик, главный инженер "Главтоннельметростроя" С.Н. Власов, главный инженер "Харьковметростроя" В.Я. Гацько, начальник СМП Н.В, Лобанов, главные специалисты, начальники отделов, служб, участков, механики, маркшейдеры, бригадиры, звеньевые. Совещание рассмотрело ход строительства метрополитена, замечания и пожелания строителей.

Выступившие бригадиры проходчиков А.Д. Ляхов, Н.В. Паньков, Л.А. Краснов, горный мастер Е.В. Корнилович, бригадир взрывников Н.Г. Медвинский, начальник участка А.А. Бутенко обращали внимание на необходимость телефонизировать забои, ввести жетонную систему учета спуска людей в шахту, повышать на участках культуру производства.

Циклограмма, говорили выступавшие, не стала еще программой действий бригад, не подводятся хотя бы еженедельно итоги социалистического соревнования между проходчиками.

Чтобы продлить межремонтный период работы породопогрузочных машин, важно добиться большего дробления отбитой породы, точное соблюдение паспортов буровзрывных работ позволит уменьшить расход цемента и песка.

Половина простоев бригад вызывается неритмичным материально-техническим обеспечением, нехваткой запасных частей. В связи с этим обращалось внимание на необходимость добиться более четкой работы службы материально-технического снабжения.

Простои также вызываются издержками в инженерной подготовке производства линейным персоналом, диспетчерской службой, нехваткой грузовых автомобилей для транспортировки из забоев отбитой породы. Назрела необходимость оснастить маркшейдерскую службу современными мерительными приборами, включая лазерные.

Острой критике подвергся коллектив участка №3 специализированного управления № 157 "Главтоннельметростроя" за медленное осуществление водопонижения в котловане станции "Коммунаровская", где сооружаются тупики электропоездов. Коллектив участка в течение нескольких месяцев "топчется" на отметке 7,29 метра. Между тем проектная отметка 11 метров.

В недалеком будущем, как сообщил первый заместитель председателя горисполкома А.П. Воловик, будет создан второй строительный поезд. К этому следует готовиться уже сейчас. Создание временного бетонорастворного узла требует увеличения фондов на сульфатастойкий цемент. Он требуется в первую очередь для возведения стен подземный станций.

Выработан комплекс мер, направленных на ускорение строймонтажных работ. Задача состоит в том, чтобы осуществить намеченное как можно быстрее.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua

 


 

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):