№ 29, 1982 год. "Для строящегося метрополитена"

В одном из холлов ДИИТа на фоне карты города яркая схема первой очереди строящегося в Днепропетровске метрополитена. Такая же схема на стене преподавательской кафедры «Основания и фундаменты». К ней часто обращаются взоры преподавателей и студентов.

Заведующий кафедрой профессор, доктор технических наук Василий Трофимович Глушко говорит: - На кафедре с нового года возрастает удельный вес исследований, связанных с сооружением подземных тоннелей метрополитена. Заключены хоздоговоры с организациями, ведущими строительство Киевского метрополитена. Широкое поле деятельности откроется для наших ученых в ближайшее время, когда строители метро от проходки шахтных стволов перейдут к подземным работам. Предполагается тесное деловое сотрудничество со строительно-монтажным поездом 720 «Харьковметростроя», который ведет строительство нашего метрополитена.

Вопрос о строительстве Днепропетровского метрополитена на кафедре «Основания и фундаменты» обсуждался уже давно. Не без гордости старший научный сотрудник Владимир Михайлович Тубальцев показывает слегка пожелтевшую от времени схему Днепропетровского метрополитена, нарисованную студентами еще в 1967 году. По инициативе профессора, доктора технических наук (тогда заведующего кафедрой, а ныне профессора кафедры) Михаила Наумовича Гольдштейна уже в 1965-м году в студенческих дипломных проектах началась разработка отдельных сооружений метрополитена. По тому, как в этой «исторической» схеме красными змейками переплетаются трассы первой, второй и третьей очередей метрополитена, можно судить, насколько перспективно мыслили тогда ученые и студенты ДИИТа. Вот что интересно: маршрут первой очереди нашего строящегося метрополитена совершенно точно совпадает с намеченным в ДИИТе тогда, в 1967 году.

- Кафедра принимала непосредственное участие в обсуждении вопросов развития городского транспорта в различных инстанциях, в частности, в горисполкоме, - говорит доцент кафедры Владимир Андрианович Мизюмский. - Помню, одним из выдвигающихся тогда вариантов решения этого вопроса был скоростной трамвай. Профессор Гольдштейн, я и другие сотрудники кафедры категорически возражали против этого, единодушно настаивали на строительстве метрополитена. Только метро может решить вопрос перевозки потока пассажиров в часы пик.

В самом деле, как рассказали доценты В.А. Мизюмский и В.Э. Котляревский, уже в 1971-72 годах поток пассажиров в районе площади Ленина в часы пик достигал 30 тысяч в час, а все виды наземного транспорта, включая и проектируемый скоростной трамвай, могли бы перевезти не более 15—20 тысяч человек. Строительство скоростного трамвая требовало прокладки тоннелей мелкого заложения, что влекло за собой перекрытие на несколько лет для всех видов транспорта проспекта Карла Маркса и, главное, уничтожался бульвар. Кроме того, строительство скоростного трамвая обошлось бы намного дороже в связи с перенесением многочисленных городских коммуникаций.

Строительство метрополитена в Днепропетровске некоторым образом уникально: тоннели будут пролегать, главным образом, в обводненных скальных породах. Проходка тоннелей метрополитена будет осуществляться с применением взрывных работ, к которым лишь изредка прибегали при строительстве уже действующих метрополитенов.

Прокладка тоннелей в обводненных скальных породах требует расхода ценных конструкционных материалов. В первом варианте проекта Днепропетровского метрополитена предполагалась закладка в тоннели чугунных тюбингов. Расход чугуна при этом очень велик - 9-10 тонн на один погонный метр при двухпутной линии. В дипломных проектах студентов кафедры «Основания и фундаменты» ДИИТа были проработаны другие варианты конструкционных материалов, в частности, были предложены железобетонные конструкции. В обсуждении этих- вопросов во ВНИИ транспортного строительства ученые ДИИТа принимали самое непосредственное участие: они связаны тесными узами делового сотрудничества с этим головным институтом, ведущим исследования в области строительства тоннелей.

Темы дипломных проектов студентов кафедры «Основания и фундаменты» тесно связаны с задачами ближайшего будущего нашего метрополитена. Вот они: станции глубокого заложения «Вокзальльая», «Парк им. Чкалова», «Площадь Ленина», «Перегон площадь Ленина — Октябрьская площадь». Некоторые темы дипломных проектов рассчитаны на более далекую перспективу, например, «Проект пересадочного узла на площади В.И. Ленина».

В дипломных проектах студенты сравнивают рад вариантов, конструкций, вырабатывают оптимальное проектное решение. В этом варианте подробно разрабатывают и рассчитывают все конструкции, составляют календарный план работ и смету на строительство. Студенческие работы в области строительства подземных тоннелей, в частности, метрополитенов, представленные на различного уровня конкурсы студенческих научно-технических работ, ежегодно получают дипломы, грамоты, премии. Так, работа выпускника 1976 года Сергея Кожемяки, ныне начальника смены на станции нашего строящегося метро «Заводская», получила диплом на всесоюзном конкурсе.

Кафедра гордится многими выпускниками, успешно работающими на строительстве Киевского, Харьковского, Минского, Ереванского, Бакинского, Ташкентского метро, выпускником 1952 года П.А. Васюковым, ныне начальником Московского метростроя, Героем Социалистического Труда. Нет сомнения в том, что нынешнее и будущие поколения студентов ДИИТа отдадут немало труда и творческой инициативы строительству метрополитена в городе.

В. Сотникова.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua.

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):