№ 1, 1983 год. "Вышли на перегон"

Ю. Боловин, газета "Днепр Вечерний"

С каждым годом все более привычными для жителей нашего города становятся слова: проходчик, маркшейдер, взрывник и другие, связанные с профессией метростроевца.

В один из предновогодних дней я приехал на станцию метро "Заводская". Сразу надо сказать, что мне не повезло. Клеть, по которой рабочие спускаются в шахтный ствол, не работала. Посредине ствола свисал отвес, установленный маркшейдерами. В эту смену им подчинялись все. При помощи точнейших геодезических приборов проводилась ориентировка будущей и уже существующей трасс тоннеля путем передачи проектных координат через шахтный ствол. Ведь под землей нет других ориентиров, кроме шахтного ствола. А пока маркшейдеры «ловили» ускользавшие от них доли миллиметров, нам с заместителем начальника СМП № 720 Валерием Евгеньевичем Янсоном ничего не оставалось, как воспользоваться аварийным спуском и спуститься в шахту по деревянному трапу. Скажу откровенно: испытал я не очень приятные ощущения.

- Все станции Днепропетровского метрополитена, - поясняет Валерий Евгеньевич, - глубокого заложения. Вести трассу нам приходится в тяжелых инженерно-геологических условиях. Чтобы обойти плывун, проектировщики решили проложить трассу в гранитной платформе. По этой причине применять проходческие инструменты и приспособления в виде режущих ножей, как на строительстве других метрополитенов, здесь не представляется возможным. В граните проложить тоннель можно только путем взрывов.

Пока мы, спускались, соблюдая все меры предосторожности, Валерий Евгеньевич рассказал, что первая "подземка" длиною в 3 километра, была построена в Лондоне в 1863 году и была на паровой тяге.

В нашей стране строительство метрополитена было начато в 1932 году. А первая линия московского метро протяженностью 11,6 километра была сооружена за три года. Таких темпов строительства метро не знала мировая практика.

- Примерно такая же протяженность первой очереди и нашего метро, - продолжал свой рассказ Валерий Евгеньевич, - пуск его намечен на 1989 год.

Наконец, закончилась эта бесконечная лестница, и мы очутились в залитом электрическим светом тоннеле.

На всех участках шла планомерная и напряженная робота. Маркшейдеры продолжали измерения, "перемигиваясь" фонариками, проходчики на буровой установке сверлили гранит для закладки взрывчатки. Взрывники придирчиво проверяли качество работы своих коллег - с их требованиями тут привыкли считаться. А буквально в 10—15 метрах от бурильщиков велась укладка тюбингов.

И вот я стою на отметке, с которой тоннель пойдет в разные направления. В скором времени на этом месте возникнет перронный зал станции "Заводская".

Скорость проходки в наших условиях у метростроевцев еще невысока, до 40 метров в месяц. На строительстве метро в других городах она доходила до 430 метров, но тем были легче грунты. Но, как говорится, нет худа без добра. Гранитная платформа, на которой лежит наш город, ее прочность и надежность позволяют изменить конструкцию тоннельной отделки. Все это дает экономию более 20 тысяч рублей на 100 метров тоннеля. Метростроевцы строительно-монтажного поезда № 720 взяли обязательство в новом году довести скорость проходки до 65 метров в месяц.

НА СНИМКАХ; звеньевой проходчиков Алексей Феликсович МАЛИНОВСКИЙ и проходчик Игорь Викторович ПЕТРОВ. Они лучшие по профессии; Ольга Яковлевна БОЕВЕЦ работает маркшейдером. В минувшем году она закончила горный институт; идет порода на-гора. Фото автора.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua

 


 

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):