Подписание кредита с ЕБРР. Очередные обещания чиновников, или метрополитен действительно достроят?

27 июля 2012 года подписан договор о выделении Европейским банком реконструкции и развития 152 млн. евро кредитных средств КП «Днепропетровский метрополитен».

"Сегодня эпохальный момент для всей транспортной инфраструктуры Днепропетровска. На сегодня с полной уверенностью можно сказать — через четыре года днепропетровский метрополитен будет достроен" - отметил губернатор Александр Вилкул.

В церемонии подписания кредитного договора приняли участие директор отдела муниципальной и транспортной инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития Жан-Патрик Марке, начальник КП "Днепропетровский метрополитен" Виктор Ситонин, министр финансов Украины Юрий Колобов, глава Днепропетровской ОГА Олександр Вилкул, Днепропетровский городской голова Иван Куличенко.

Напомним, что строительство первой очереди всего из 6 станций (до станции «Вокзальная») метрополитена было окончено в 1995 году. Пассажиропоток этой действующей ветки настолько мал, что действующий метрополитен является убыточным, не эффективным и ежегодно дотируется государством в значительных суммах. В связи с этим, с 1995 года ведется продолжение строительства 4-километрового участка в сторону центральной части города (до станции «Музейная), что даст возможность связать центр города с вокзалом и северной частью правобережья (Ж/М Коммунар). За эти 17 лет построено примерно 5% от необходимого.

Итак, в г. Днепропетровске подписан первый с 1995 года судьбоносный документ. Уже не перечислить сколько за эти годы было произведено встреч и подписано меморандумов  с иностранными инвесторами и государствами, которые должны были закончить строительство нашего метрополитена, не перечислить обещаний чиновников, которые ограничивались только словами.

Договор с ЕБРР является, без преувеличения, поворотным моментом строительства Днепропетровского метрополитена. Ежегодное поддержание существующих  5% подземных выработок строящегося участка обходится государству в 30 млн. гривен и это не считая затрат на проходку тоннеля. Если бы ЕБРР отказал выделить средства, то вероятнее всего было бы принято решение о консервации строительства, полном засыпании пройденных туннелей. А это значит, что более 700 млн. гривен, уже потраченных на продолжение строительства второй очереди, засыпали бы вместе с тоннелями. В итоге, в ближайшие 10-15 лет у города отсутствовала бы перспектива появления новых станций, а проспект Карла Маркса томился бы в постоянно растущих пробках.

Первый шаг к подписанию договора с ЕБРР был сделан еще 30 июня 2011 года, когда Днепропетровский городской совет дал согласие на передачу метрополитена из собственности министерства инфраструктуры Украины в коммунальную собственность города Днепропетровска. Следующий шаг, это проведение международного тендера на строительство метрополитена, который будет объявлен в середине августа 2012 года. До конца 2012 года будут подписаны все соответствующие документы с победителем тендера.

В первой половине 2013 года поступят первые средства на счета КП «Днепропетровский метрополитен», что даст возможность продолжить строительство участка «Вокзальная» - «Музейная». Строительство, по предварительным расчетам, будет длиться 4 года и его окончание позволит наконец сделать капитальную реконструкцию проспекта Карла Маркса.

Теперь на данный процесс ничего не сможет повлиять. Вспоминая горький опыт кредитования ЕБРР - Днепропетровского водоканала, окончившийся коррупционным скандалом, можно с уверенностью сказать что контроль экспертами ЕБРР распределения средств будет достаточно серьезным.

Однако 152 млн. евро не достаточно для строительства 3-х станций. Общая стоимость строительства на сегодняшний день составляет 367 млн. евро. 63 млн. евро обязуется выделить государство, однако до сих пор не понятно, где оно найдет такие средства, ведь ежегодно на строительство, вне зависимости от цвета политической силы у власти, выделялось в лучшем случае 5-8 млн. евро. Остальные 152 млн. евро уже согласился выделить Европейский инвестиционный банк, что до конца года планируется закрепить кредитным договором.

Хочется отметить, что решения о выделении средств были приняты этими двумя крупнейшими банками, при поддержке правительства Австрии,  после детального изучения ситуации вплоть до влияния строительства на окружающую среду. Эти банки поддерживают идеи строительства чистого, эффективного и современного городского транспорта.  На время строительства будет создано 1300 рабочих мест, а после его окончания будет создано еще 300 на эксплуатацию метрополитена. А недавнее решение Европейского инвестиционного фонда соседства о выделении почти 10 млн. грн, служит гарантией что будут внедрены самые современные системы технологии, электронные билеты и открытая и прозрачная система закупок и контроля строительства.

Возвращать средства необходимо будет в течении 15 лет, с началом выплат через 4 года. Контракт заключен под 2% годовых, что является достаточно низкой ставкой. Большим преимуществом, является то, что все расходы по обслуживанию данного кредита будет нести не городской или областной бюджеты, а государство.

Саламатов Максим, metro.dp.ua

 

Статьи из разных источников, в том числе и наших корреспондентов:

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):