Проектируется метро в Днепропетровске (журнал "Метрострой" №5 за 1980 г.)


Институт Метрогипротранс на основании согласованного с Госпланом СССР, Госстроем СССР и утверждённого МПС технико-экономического обоснования (ТЭО) разрабатывает технический проект первой очереди метрополитена в г. Днепропетровске.

Днепропетровск — один из крупнейших индустриальных, научных и культурных центров Советского Союза. Он занимает территорию около 450 кв. км. По данным Всесоюзной переписи, население на 1 января 1979 года составило 1066 тыс. человек. В перспективе оно возрастeт до 1600 тыс.

Город расположен по берегам Днепра, ширина которого достигает 2,2 км. В правобережной части, где исторически сложился центр, проживает примерно две трети населения. Здесь выстроены новые жилые микрорайоны: Парус, Коммунар, Красный Камень, Тополь, Победа, размещены административные, культурно-бытовые учреждения, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, железнодорожный вокзал и крупные промышленные предприятия.

Рельеф правобережной части холмистый, изрезанный глубокими и длинными балками.

На левом берегу Днепра, возвышающимся над уровнем реки на 10-20 м, выстроены новые жилые микрорайоны: Солнечный, Лазурный, Клочко, Новый Клочко и размещен ряд крупных промышленных предприятий.

Транспортная связь между право- и левобережьем осуществляется по двум мостам: автодорожному (в створе проспекта имени газеты «Правда») и двухъярусному, совмещённому для автомобильного и железнодорожного транспорта (в створе улицы Пастера). Строится Кайдакский автодорожный мост.

Высокая концентрация транспортных потоков наблюдается на главной магистрали города - проспекте Карла Маркса и на мостовых переходах.

Анализ показывает, что наземный транспорт не может обеспечить пассажирские перевозки. В комплексной схеме развития всех видов пассажирского транспорта Днепропетровска было рекомендовано строительство метрополитена. Технико-экономическое обоснование первой очереди строительства разработано Метрогипротрансом. Схема состоит из трёх линий общей протяжённостью около 80 км, а на отдалённую перспективу — из четырёх — около 96 км. Первая свяжет микрорайоны Парус, Коммунар, Красный Камень в западной части с крупными металлургическими заводами, железнодорожным вокзалом, центром и с жилыми массивами Победа, Тополь на юго-востоке, где в ближайшем будущем поселится около 250 тыс. человек.

4-1722.jpg

Вторая линия пройдёт через жилые районы и промышленные предприятия южной правобережной части города, площадь имени В. И. Ленина и жилые массивы на левом берегу Днепра. Третья соединит через центр кварталы юго-западной части с северными на левом берегу Днепра. Четвёртая пройдёт вдоль левобережья и пересечёт жилые массивы и промышленные зоны северной части города.

Структурная основа схемы — треугольник, образованный пересадочными узлами в правобережье и тоннельными участками между ними. Пересадочные узлы размещены в районе площади имени В. И. Ленина, где пересекаются первая и вторая линии, вблизи железнодорожного вокзала - на стыке первой и третьей и на проспекте Ильича в месте пересечения второй и третьей линий.

Расчёты пассажирских потоков на перегонах, выполненные Украинским Государственным институтом проектирования городов, показывают, что их наибольшее значение в отдалённой перспективе не будет превышать 35-40 тыс. человек в час пик в одном направлении. Поэтому длина посадочных платформ принята 100 м, что позволит организовать движение пятивагонных составов и обеспечить необходимые объёмы пассажироперевозок.

Первая очередь строительства представляет собой участок между станциями «Коммунаров» и «Студенческая».

В составе ТЭО первой очереди выполнена проработка в плане и профиле участка трассы второй линии от станции «Заводская» до «Правды» с целью определения способа пересечения Днепра, создания планировочного решения пересадочного узла в районе площади Ленина и рассмотрения этого участка трассы как второй очереди строительства.

Расчёты пассажиропотоков показывают, что наибольшая нагрузка - до 25 тыс. человек в час лик в одном направлении - будет на участке первой линии; второй — около 19 тыс. человек. Наибольший объём перевозок также приходится на первую линию.

Первоочередной участок строительства, который будет проложен параллельно Днепру, запланирован с девятью станциями: «Коммунаров», «Проспект Свободы», «Маяковская», «Возрождение», «Калининская», «Площадь Петровского», «Театральная», «Площадь Ленина» и «Студенческая». За станцией «Коммунаров» предусмотрено электродепо, связанное с линией двухпутной служебной веткой. Предусматривается сооружение 8 станций глубокого и 1 станции («Коммунаров») мелкого заложения.

Временно конечные станции «Коммунаров» и «Студенческая» имеют путевое развитие, обеспечивающее оборот 40 пар пятивагонных составов. У станции «Калининская» намечено дополнительное развитие в виде тупика.

Строительная длина первой очереди 11,82 км, эксплуатационная - 11,12 км. Длина служебной ветки в депо - 1,1 км.

В соответствии с расчётным пассажиропотоком на первый период эксплуатации (1990 год) предусматривается организация движения 26 пар четырёхвагонных поездов в час пик. Наибольшая нагрузка ожидается на перегоне между станциями «Маяковская» и «Возрождение» — 17,5 тыс. человек в час пик в одном направлении. На линии планируется движение вагонов типа «И» со скоростью 40 км/час. Время сообщения между конечными станциями - 16,8 мин.

Конструкции сооружений метрополитена выбраны в зависимости от глубины заложения, инженерно-геологических условий и способов производства работ. Обделки станций глубокого заложения, сооружаемые в трещиноватых гранитах, - из чугунных тюбингов.

«Проспект Свободы», «Маяковская», «Возрождение», «Калининская» и «Студенческая» - пилонного типа (междупутье - 22 м) с наружным диаметром конструкций в боковых и среднем тоннелях ло 8,5 м. «Театральная» и «Площадь Ленина» - колонные (междупутье - 19 м) с наружным диаметром в боковых тоннелях по 8,5 и в среднем - 9,5 м. «Площадь Петровского» (междупутье - 22 м) - с уменьшенной шириной пилонов до 1,5 м; наружный диаметр конструкций в боковых тоннелях по 8,5 и в среднем - 9,5 м. Станция «Коммунаров» - мелкого заложения, односводчатая из монолитного железобетона.

Для перегонных тоннелей глубокого заложения, сооружаемых в сильно трещиноватых гранитах, где водоприток в забой превышает 10 м3/ч, проектируется чугунная тюбинговая обделка завода ДЗМО. В слаботрещиноватых гранитах с небольшим водопритоком в забой (около 5 м3/ч) принята конструкция из железобетонных блоков по типовому проекту ТС-84. В нижней части обделки в уровне путевого бетона с двух сторон предусматривается дренаж грунтовых вод в путевой лоток.

Обделки перегонных тоннелей открытого способа работ проектируются из железобетонных элементов заводского изготовления по типовому проекту ТС-110.

Для архитектурного оформления станций, вестибюлей, переходов и лестничных сходов будут использованы долговечные материалы, отвечающие требованиям эксплуатации метрополитена: мрамор различных пород, полированный гранит, глазурованная цветная плитка.

Организация строительства первой очереди предусматривает освоение 18 базовых и 14 участковых площадок с комплексами временных зданий и сооружений.

Станция и перегонные тоннели глубокого заложения, расположенные в гранитах, сооружаются буровзрывным способом с применением буровых кареток. Обделки монтируются с помощью тюбингоукладчиков.

Станция и перегонные тоннели мелкого заложения, а также подземные вестибюли станций глубокого - сооружаются открытым способом в котлованах с откосами или со свайным креплением в зависимости от местоположения, а также характера прилегающей городской застройки.

Искусственное водопонижение применяется на протяжении всей трассы мелкого заложения. На переходном участке, при строительстве рабочих стволов и наклонных эскалаторных тоннелей предусматривается контурное замораживание грунтов. Срок сооружения первой очереди — 6 лет и 9 месяцев по варианту глубокого заложения.

Предусмотрено создание промышленной базы Метростроя и Дирекции строящегося метрополитена.

На территории депо располагаются производственные мастерские, подсобные и служебно-бытовые помещения, цех планово-подъёмочного ремонта и мотодепо. На первый период эксплуатации потребуется здание депо на 14 отстойных путей, один продувочный и 3 подъёмочных пути. Площадка депо обеспечивает в перспективе его развитие до 39 отстойных путей.

Вблизи трассы первой очереди намечены инженерный корпус и Дом эксплуатационного и административного персонала метрополитена.

Проектом предусматриваются мероприятия по охране окружающей среды, включая охрану водоёмов, воздушного бассейна, подземных вод, зелёных насаждений, по снижению шума и вибрации от движения поездов и работы постоянных устройств метрополитена и строительных механизмов.

В. КИСЕЛЁВ, главный инженер проекта


 

Статьи из разных источников, в том числе и наших корреспондентов:

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):