№ 244, 1985 год. "В пользу добрых перемен"

С. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

Накануне годовщины Великого Октября немало радостных событий произошло у строителей метрополитена. Пожалуй, главное - создан второй тоннельный отряд № 39. Начать эту корреспонденцию хочется с сообщения о результатах, достигнутых в сентябре тоннельным отрядом № 38 на ударной вахте в честь предстоящего XXVII съезда КПСС. Коллектив метростроевцев выполнил месячный план строймонтажных работ на 104,5 процента, а по генподряду - на 109 процентов. Особенно отличился первый участок, сооружающий станцию "Заводская". Он завершил месячную программу на 148,9 процента, значительно опередив остальные пять участков. Такой успех позволил ликвидировать отставание, возникшее с начала года.

Кто обеспечил заметное улучшение работы первого участка? "Весь коллектив", - считают его руководители, но первыми называют рабочих из комплексной бригады коммуниста В.А. Овчарука. Она трудится по бригадному подряду, проходит правый перегонный тоннель в сторону ДЭВЗа и в сентябре добилась рекордного для участка показателя - одним забоем продвинула тоннель на 28 погонных метров. Еще более высокого показателя добилось в этой бригаде звено В.Г. Седова. Оно прошло за месяц 8,7 метра при плане 6,75 метра. В бригаду входят еще три звена - А.Д. Раксина, В.А. Кулешова и В.Ю. Горского. Если бы они добились такой же производительности, как звено Седова, бригада прошла бы не 28, а 34,8 метра. Вот где таятся резервы ускорения проходки! А это одна из первейших задач тоннельщиков. Результат Седова - рекордный для всех участков. Но мало видеть, резервы. Их надо быстро пускать в дело, чтобы наверстать упущенное. Нельзя забывать, что за 9 месяцев тоннельный отряд № 38 выполнил план строймонтажных работ на 96 процентов. Необходимо использовать все возможности, чтобы годовой план завершить достойно.

Что обеспечило успех первого участка? И не только его, но и второго, третьего, четвертого участков? Мнение руководителей этих подразделений единодушное:

- Активизировалось управление строймонтажным процессом. Оно стало более целенаправленным, что способствует повышению исполнительской дисциплины. Возросла взаимная требовательность тоннельщиков. Они лучше, чем прежде, координируют свои действия. Перевыполнение заданий способствует росту заработков. В бригаде В.А. Овчарука они возросли в полтора раза.

Добрым словом отзываются метростроители и о работниках службы материально-технического снабжения. Ритмичней, чем прежде, поставляются материалы, запасные части. Четче трудятся автомобилисты. Оперативней решаются возникающие вопросы. Результаты этих перемен к лучшему можно проследить на ряде участков, например, на третьем, который выполнил план истекшего месяца на 122 процента. В числе обеспечивших этот успех начальник участка Л.В. Оборалов называет горного мастера Г.Н. Рыжня, бригады С.А. Чернышева, И.И. Кравчатого и В.П. Чувака, проходчиков А.Н. Гайворонского, В.Е. Политова.

- В октябре, - рассказывает Л.В. Оборалов, - одним забоем бригада Чувака проходит от одного до 1,2 погонного метра тоннеля. Длительное время ускорение проходки сдерживалось из-за того, что не удавалось лучшим образом использовать АБТ (тоннельный бурильный агрегат). Неполадки в его работе удалось резко снизить. Как? Люди последнее время стали работать с большим пониманием значения своего труда для достижения конечных результатов всем коллективом. Ведь человеческий фактор решает многое.

О человеческом факторе говорит и начальник участка № 4 А.П. Базылев, который ревностно сопоставляет результаты труда своего коллектива с показателями третьего участка. 2 сентября "Днепр вечерний" сообщал, что коллектив четвертого участка еще в мае задался целью опередить лучший на стройке третий участок и уже в июне добился своего - выполнил задание на 123 процента, в то время как третий участок завершил программу на 117 процентов. В июле и августе четвертый участок снова оказался впереди. В сентябре третий участок выполнил программу на 122 процента, четвертый - на 125,5.

- Могли бы и лучше сработать, - считает Базылев, - будь у нас в достатке напорные рукава для сжатого воздуха и воды.

К его чести, он не переоценивает результатов трудового соперничества, напоминая, что по выполнению плана с начала года участок Оборалова среди тоннельщиков на первом месте. Базылев видит неиспользованные резервы.

Четвертый участок сооружает станцию "Электровозостроителей". В подготовке к зиме метростроевцы предъявляют обоснованные претензии к подразделениям треста "Днепровскпромстрой", которые сооружают здесь душевой комбинат. Сроки сдачи его в эксплуатации переносились несколько раз. Последний истек 15 октября, а до завершения работы предстоит еще немало сделать. На двух этажах кончать отделку, вентиляционную систему. Нет еще сантехнических разводок, канализации. Гидроизоляция душевых комнат, как утверждает заместитель начальника участка С.А. Кожемяко, выполнена неудовлетворительно, с нарушением технологии - уложено на неподготовленную в соответствии с существующими требованиями поверхность. Не сооружаются мастерские. Год назад здесь не закончили возведение каркаса здания и с тех пор не возобновляют работу. Без теплотрассы пуск комбината невозможен. Для укладки, труб выкопаны траншеи. Когда будут уложены трубы, руководители ДСУ-554 затрудняются точно сказать.

Нестабильно работают отдельные участки метростроителей. Если второй участок, длительное время отстававший, в сентябре выполнил план на 106,8 процента, то шестой, хорошо справлявшийся с заданиями, завершил месячный план на 56,6 процента. Тоннельщиков подвел коллектив участка № 3 специализированного управления № 157 "Главтоннельметростроя", медленно осуществляющий водопонижеине в котловане станции "Коммунаровская". Водопонизительные установки работают далеко не на полную мощность.

Задачи, которые предстоит решить тоннельщикам в четвертом квартале и будущем году, не дают основании довольствоваться достигнутым в сентябре. В первом году новой пятилетки, по сравнению с истекающим годом, ассигнования на сооружение подземной железной дороги возрастают на 50 процентов. Чтобы новое подразделение тоннелестроителей работало с максимальной эффективностью, недостаточно одного приказа "Харьковметростроя" о разделении уже действующего отряда на два. Каждый из них будет сооружать по три станции, это позволит управленческому аппарату руководить работой участков целенаправленней, лучше знать положение дел. Но этого, разумеется, недостаточно. Новому отряду подчинены три действующих участка - № 1, 4, 6.

- К выполнению резко возрастающего в будущем году плана, говорит начальник нового тоннельного отряда № 39 Валерий Евгеньевич Янсон, - необходимо готовиться без промедления сегодня. Областные и городские партийные и советские организации оказывают тоннельщикам помощь: намечен приезд рабочих горных специальностей из Кривбасса, Западного Донбасса, с БАМа. Недавно строители метрополитена получили по улице Ватченко, в доме № 36 семьдесят, две трех- и двухкомнатных квартиры. Помогают предприятия Днепропетровска изготовлением запасных частей. В нашем отряде три давно действующих участка, сооружающих станции "Заводская", "Электровозостроителей" и "Коммунаровская". Их коллективы давно, сложились. Так что создан отряд не на голом месте. Предполагаемое пополнение усилит производственный потенциал каждого участка. Но программа строймонтажиых работ будущего года резко возрастает. Значит, требуется пополнение подразделения горной техникой, инструментом, запчастями, автомобильным транспортом. Решение перечисленных вопросов не терпит отлагательств.

Тут, разумеется, нельзя ограничиться помощью шефов. Главное слово за "Харьковметростроем". Координировать действия двух отрядов будет небольшая группа специалистов "Харьковметростроя".

До начала нового года следует решить немало других неотложных задач. В их числе усиление темпов строительства промбазы метро на Войцеховском узле. Здесь задействованы тресты "Днепровскпромстрой" и "Днепроэкскавация", Днепровский заводостроительный комбинат "Промстройпроект", "Днепрогипротранс". Они выполняют свои задания с нарушением намеченных сроков. Тресту "Днепроспецстрой" надлежит усилить темпы, работы по завершению укладки коллектора на участке ДЭВЗа. Срок сдачи комбината, механических мастерских и теплового пункта на базовой площадке "Октябрьская" - конец октября. Исполнители: тресты "Днепротяжстрой", "Днепрасантехмонтаж" и "Днепроэлектромонтаж". Сегодня они действуют на этих объектах не в полную силу.

Завод имени Бабушкина в октябре должен изготовить 6 комплектов кассетной металлической опалубки для производства железобетонных тюбингов круговой обделки перегонных тоннелей. Обделку будет выпускать комбинат производственных предприятий "Днепротрансстроя" в объеме десяти тысяч кубометров в год. Мера очень важная. Отпадает необходимость возить такое количество обделки из Харькова. Медленно еще выполняется этот заказ заводом имени Бабушкина.

В общем, чтобы с начала будущего года тоннельщики без раскачки стали выполнять возросший в полтора раза план, сегодня следует очень крепко потрудиться.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua

 


 

 

Статьи из разных источников, в том числе и наших корреспондентов:

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):