№ 65, 17.03.1986 год. "Новый этап"

C. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

Сооружение метропо­литена вступило в новый этап: разворачиваются подготовительные работы по возведению вестибюлей стан­ций. В связи с этим коллектив СУ-4 треста «Днепроспецстрой» приступил к пере­носу инженерных сетей на новые места, в район станции «Вокзальная». Вскоре начнется перенос телефон­ных кабелей, трамвайных и троллейбусных линий из рай­она строительства. Линия первого трамвайного марш­рута повернет на площадь Островского, откуда пойдет в обратном направлении, трам­вайные маршруты 11, 14, 15 будут поворачивать обратно в районе действую­щего автовокзала по улице Курчатова.

По соседству с возводи­мым новым автовокзалом начнется сооружение 14-этажного инженерного кор­пуса метрополитена с вычис­лительным центром.

Первостепенную роль в эксплуатации подземки игра­ет строящейся полным ходом электродепо. Возводит депо СУ-122 треста «Днепротрансстрой» (начальник СУ В.А. Руй). Коллектив успешно вы­полняет задания.

От вестибюля, станции «Вокзальная» в недалеком будущем начнётся проходка наклонных горных вырабо­ток для размещения в них эскалаторов.

В сложных условиях при­ходится трудиться коллекти­ву участка, который сооружает станцию «Вокзальная», особенно проходчикам лево­го перегонного тоннеля. Здесь малоустойчивые поро­ды перемежаются со скальными, и это вынудило принять решение продвигать, вперед тоннель способом замораживания пласта. Впо­следствии запроектировано применить проходческий щит (передвижную металличес­кую крепь). Коллектив участ­ка последние месяцы пере­выполняет план, но после XXVII съезда КПСС настой­чиво выявляет неиспользо­ванные возможности. Чтобы пустить резервы в ход, необходимо, считают тоннель­щики, ускорить доставку из Харькова проходческого щи­та.

Вестибюль и подуличный переход вскоре начнут воз­водить и на станции «Завод­ской» возле ДЗМО. Участок СУ-157 «Главтоннельметростроя» должен развернуть здесь подготовительные рабо­ты для замораживания на­клонных стволов, где разместятся эскалаторы. Прораб участка В.П. Щербак сетует, что затянулось, выделение строительной площадки, с опозданием выдана проектно-сметная документация. За­явление соответствует исти­не. Но дело, в конечном счете, в отсутствии специаль­ного агрегата для бурения наклонных скважин, кото­рый должен поставить «Харьковметрострой». Когда? Кон­кретного ответа нет.

Перенос подземных инже­нерных сетей и телефонных кабелей из района, где раз­вернется возведение вести­бюлей и подуличных переходов - первостепенная задача. Главный инженер ди­рекции строящегося метропо­литена Е.М. Марносов не без оснований сетует что решается, она медленно. Объем предстоящих строй-монтажных работ составляет почти 900 тысяч рублей. Исполнители - трест «Днепроспецстрой», комбинат «Днепрометаллургстрой» и Днепропетровское СМУ трес­та «Укрсвязьстрой». Подразделения «Днепроспецстроя» приступили к работе, осталь­ные исполнители, к сожале­нию, превышают в фазе рас­качки, и это очень беспокоит заказчика.

С каждым месяцем строи­тели подземной железной дороги все дальше и дальше продвигаются сквозь твердь земли. Пройдено 5300 погонных метров перегонных тоннелей и станционных горных выработок в однопутном исчислении с начала строительства. Результат вроде бы удовлетворительный, но по прежним меркам! Сейчас тоннельщики более требова­тельно и самокритично оценивают достигнутые результаты, строже спрашивают друг с друга. Сошлюсь на примеры.

Тоннельный отряд № 38 перевыполнил февральский план собственными силами. В отряде три участка, два из них - № 3 и № 5 - программу перевыполнили, перекрыли недобор, допущенный участком № 2.

Такая же примерно кар­тина в отряде № 39. Месяч­ное задание, он завершил на 100,2 процента. И здесь три участка. Но один из них, первый, закончил программу только на 93,4 процента. Спасли положение участки № 4 и № 6, выполнившие программу, соответственно на 106,3 и 102,2 процента.

Почему первый участок не справился с месячным планом? Укора заслуживают командиры производства. Они не создали условий для высокопроизводительной ра­боты. Вот только два примера нерасторопности руководителей участка. Для подачи сжатого воздуха в шахту длительное время пользовались временным трубопроводом, проложенным с ДЗМО. В пору холодов часть воздуха конденсировалась и замерзала в трубах, образуя ледяные пробки. Трубопровод приходилось отогревать. Пробки превращались в ле­дяное крошево, снижались давление и подача сжатого воздуха. Между тем, больше года тому назад, принималось решение отказаться от временного трубопровода, сделать врезку в магистральный трубопровод по улице Маяковского, который проло­жен от центральной ком­прессорной в нескольких де­сятках метров от первого участка. Еще более ощутимый урон понёс участок из-за то­го, что затянул больше чем на год ввод в эксплуатацию скважины для спуска в шах­ту бетона. Для этой цели пользуются подъемной маши­ной, из-за чего сдерживает­ся выдача на-гора породы, а это в конечном счете отри­цательно сказывается на ре­зультатах работы проходчиков. Среди причин затянувших ввод в эксплуатацию скважин, называют задержку с монтажом приемного бункера бетона, маслостанций и т.д. Давно прошли сроки сдачи их в эксплуатацию и всякий раз, констатируя факт срыва, ни с кого не спросили по большому счету.

Заглянем на шестой участок, коллектив которого сооружает станцию «Коммунаровская». Он выполнил месячный план на 102,2 про­цента. Хорошее настроение у тоннельщиков комплексной бригады Н.А. Шелепко. Она возводит для электропоездов тупики. 3десь поезда будут разворачиваться, отсюда проляжет дорога в депо. Бригада ежедневно выполняет задание на 115 процентов. Лучших результатов до­билось звено гидроизолировщиков А.И. Левенцова, за­вершившее февральскую про­грамму на 150 процентов. На проходке вентиляционного ствола № 7 отличилась бригада А.Н. Курило.

Из-за нечетких действий субподрядчиков февральская программа по генподряду на строительстве метрополитена не выполнена. Больше всех подвел, трест «Днепровскпромстрой», сооружающий производственную базу ме­тростроевцев. СУ «Спецстрой» этого треста успеш­но прокладывает к базе доро­гу. А СУ «Заводстрой» в феврале совсем не работало. СУ «Промстрой» затянуло устройство фундаментов для материального склада, вслед­ствие чего с большим опоз­данием открыт фронт работ подразделениями Днепровского заводостроительного комбината. В первом кварта­ле «Днепровскпромстрою» надлежит освоить 250 тысяч рублей. Не за горами конец марта, освоено менее 125 тысяч рублей.

Очень тревожит медлитель­ность руководителей завода имени Бабушкина, затянув­ших изготовление форм для выпуска железобетонных тюбингов комбинатом производственных предприятий треста «Днепротрансстрой». Неоднократные заверения ускорить их поставку расходятся с делом. Между тем, в скором времени на комбинат начнут поступать необходимые для выпуска тюбингов щебень и песок.

В двенадцатой пятилетке, как говорилось на XXVII съезде КПСС, будут введены в строй метрополитены в Свердловске, Куйбышеве, Днепропетровске. Следовательно, тоннельщикам необ­ходимо сосредоточить усилия на главном - быстрее пус­кать в дело имеющиеся резервы, ускорить ввод в эксплуатацию подземной железной дороги. Это по плечу и метростроевцам, и их шефам - коллективам предприятий.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua

 


 

 

Статьи из разных источников, в том числе и наших корреспондентов:

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):