№ 64, 1984 год. "А завтра, послезавтра?"

С. Ахматов, газета "Днепр Вечерний"

У коллектива второго участка метростроя, который трудится на базовой площадке станции "Дворец Ильича", пополнение. На помощь тоннельщикам прибыли шахтеры Западного Донбасса. Создана отдельная бригада, которую возглавил ас проходческого дела Леонид Всеволодович Киселев. Город подготовился к встрече пополнения. Все горняки получают ордера на квартиры.

- Крыша над головой обеспечена, - говорят павлоградцы. - А вот техники в нужном количестве пока что нет.

Упрек справедливый. К приезду проходчиков фронт работ не был обеспечен. Немало времени ушло на подготовку выделенного забоя, оснащение его техникой.

В корреспонденции "Трудные ступеньки вверх", опубликованной в "Днепре вечернем" 21 февраля, обращалось внимание на то, что план работ возрос в нынешнем году по сравнению с минувшим более чем в два раза, но руководители СМП-720 не все сделали для выполнения возросших заданий. Отстают горнопроходческие работы по сооружению перегонных тоннелей, и это внушает заказчику обоснованное беспокойство.

Причин создавшегося положения немало. Главная - недостаточная координация действий субподрядных организаций, в чем повинен генподрядчик. Например, длительное время сетовали на нехватку сжатого воздуха, а когда ввели в строй компрессорную, не смогли подать его на станцию "Дворец Ильича", потому что затянули прокладку воздуховода. Пришлось отряжать горняков на выручку монажникам. Теперь назревает повторение такой-же истории на станциях "Вокзальная" и "Коммунаровская".

Приходится повторять вопросы, которые задавались в минувшем году руководителям СМП: почему, признавая критику в свой адрес, они очень медленно подкрепляют свои заверения практической работой?

В районе автовокзала надлежит построить вентиляционный ствол № 9. Но еще не выделена площадка, где предстоит развернуть работы по замораживанию. В условиях действующего вокзала положение усложнится. Допущено отставание и на вентиляционном стволе №3.

Март - последний срок сдачи душевого комбината на "Вокзальной". Надо приложить все усилия, чтобы не сорвать и этот шестой по счету срок. Сдерживается сооружения такого же объекта на площадке станции "Электровозостроителей".

- Для освоения в последующие годы планов в полном объеме, - говорит начальник дирекции строящегося метрополитена Б. А. Денисенко, - нужна соответствующая техника. "Харьковметрострой" ею не располагает потому, что осуществляет строительство тоннелей в более легких породах проходческими щитами. Здесь их невозможно применять. Мы пользуемся буровзрывным способом. Извлеченная из горных выработок порода настолько крепка, что в течение десяти дней выводит из строя транспортерные ленты, по которым ее перемещают. Нужна специальная металлизированная транспортерная лента. "Харьковметрострой" ее не имеет. Фондов на нее у СМП-720 тоже нет.

Отбитая при проходке порода быстро изнашивает и породопогрузочные машины. Необходимы агрегаты, приспособленные к этим особым условиям. Кроме этого, у метростроевцев очень ограничен парк обычной горной техники. Отсутствует резервное оборудование. Все это затрудняет работу, снижает эффективность использования машин и механизмов.

- Для установки в перегонных тоннелях тюбингов, - продолжает Б. А. Денисенко, - нужны высококвалифицированные машинисты эректоров. У нас их нет. На 1984 год требуется 2100 тонн тюбингов. Фонды выделены только на одну треть. Где взять остальные? "У вас ДЗМО — производитель тюбингов. Договаривайтесь с ними", - рекомендуют тоннельщикам, забывая, что с заводом не договоришься без нарядов.

Такое положение сложилось сегодня. Но именно теперь надо думать и о завтрашнем дне, готовить для выполнения нарастающих заданий соответствующую технику, производственную базу. Вопросы эти решаются пока что чрезвычайно медленно.

- Есть Енакиевский машиностроительный завод, - продолжает Б. А. Денисенко. - На этом предприятии производится буровая машина "Союз-19" для разработки угольных пластов высокой крепости. Машина высокопроизводительная. Она бурит выработки диаметром 5 метров. Нам нужен диаметр 5,5 метра. Енакиевцы берутся выпускать такие машины, если получат соответствующий заказ. В "Главтоннельметрострое" об этом знают. Решение вопроса задерживается, а оно не терпит отлагательства.

До решения этого глобального вопроса необходимо незамедлительно оснастить СМП-720 недостающей техникой, в которой сегодня ощущается острый недостаток. Весьма желательно, чтобы в ближайшее время "Главтоннельметрострой" направил в Днепропетровск группу ведущих специалистов для решения назревших вопросов на месте.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua

 


 

 

Статьи из разных источников, в том числе и наших корреспондентов:

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):