Контуры подземных станций Днепропетровска (журнал "Метрострой" №7 за 1982 г.)

Статья архитектора Е.Сорина "Контуры подземных станций Днепропетровска" из журнала "Метрострой" №7 за 1982 год:

Днепропетровск - крупный промышленный центр, один из живописнейших городов юга нашей страны, разделён широководным Днепром на правобережную (холмистую) и левобережную (равнинную) части. В условиях сложного холмистого рельефа города метрополитен может наилучшим образом обеспечить скоростную и комфортабельную перевозку большого количества пассажиров.

Первая очередь метрополитена, в значительной своей части прокладываемая в скальных породах, соединит район крупных промышленных предприятий правобережной части города с привокзальной площадью, органически влившись в одну из важных транспортных артерий, связанную с основными действующими маршрутами городского транспорта.

Архитектурно-художественные решения, заданные программой открытого конкурса, объявленного решением Днепропетровского горсовета, связаны с конкретной градостроительно обстановкой, с тематикой и наименованием станций.

Первая на трассе станция - "Коммунаровская" - размещена в начале жилого массива, в котором расселены трудящиеся предприятий западного района - металлурги, химики, железнодорожники. Станция "Электровозостроителей" расположена у проектируемого общественного центра Ленинского административного района близ искусственного озера Красный Камень. "Заводская" связана с трассой вводимого в эксплуатацию Кайдакского моста через Днепр, по которому пройдут шесть рядов городского автотранспорта и трамвай. Станция "Металлургов" сооружается в районе заводов, положивших начало индустрии города, имеющих славные традиции первых пятилеток и героического возрождения в послевоенные годы. Станция "Дворец Ильича" по программе конкурса должна отразить историческую роль рабочего класса Екатеринослава. Здесь на месте бывшей Брянской площади велись в 1905 году баррикадные бои. "Парк имени Чкалова" разместится в культурном центре города, близи основных театров, кинотеатров, гостиниц. Одноимённый парк - традиционное место проведения общегородских праздников, массовых гуляний. Станция "Октябрьская площадь" возводится в районе заложения Екатеринослава - нынешнего Днепропетровска, где сосредоточены музеи, историко-архитектурные памятники (здание панорамы штурма Днепра, музеи Исторический, Комсомольской славы, Атеизма; Горный институт, санитарно-гигиенический корпус Медицинского института, Земская больница - ныне больница им. Мечникова). На площади, связанной с революционными выступлениями пролетариата, находится городской мемориал. В память погибших в годы Великой Отечественной войны воздвигнут монумент Вечной Славы.

В оформлении станций применены естественные, долговечные и экономичные отделочные материалы, отвечающие по цветовой гамме принятым архитектурно-художественным решениям.

В предложенных участниками конкурса вариантах интерьеров подземных залов станци "Заводская", "Дворец Ильича", "Электровозостроителей" крупноразмерные детали, лаконичность форм по масштабу и характеру соответствует промышленной архитектуре района.

Сооружаемая в центре города - на проспекте Карла Маркса - станция "Парк имени Чкалова" характерна мягкой пластикой свода, с ритмическим строем, хорошо увязанным с членениями путевых стен. Праздничность осветительной арматуры отвечает функциональной роли парка.

Культура детали всегда отличала удачные архитектурные произведения и играла большую роль в создании стилевого единства сооружений. Поэтому в разрабатываемых интерьерах станций большое внимание уделено мебели, информационным табло. Метрополитен предоставит широкие возможности для размещения в своём подземном простанстве торговых киосков, телефонов-автоматов, театральных касс и мест отдыха пассажиров. Он окажет большое влияние на благоустройство и на общий характер застройки прилегающей территории.

Днепропетровский метрополитен строится в знаменательный период, когда от индустриальной, современной архитектуры требуется художественная выразительность, создание удобных и красивых интерьеров, тактичное применение прикладного искусства.

Повседневная забота и внимание партийных и советских органов города, трудовой и творческий подъём, с которым трудятся метростроевцы и проектировщики на строительстве первой подземной трассы, активное участие трудящихся Днепропетровска в сооружении своего метро - залог выполнения намеченных планов - ввода в эксплуатацию участка "Коммунаровская" - "Вокзальная" в сжатые сроки.

Источник: estrella-de-sur.livejournal.com

 

Статьи из разных источников, в том числе и наших корреспондентов:

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):