Мир железных дорог объединяет людей разных профессий, каждая из которых достаточно почётна и ответственна. Железнодорожники справляются с разными задачами – например, следят за безопасностью движения поездов или обеспечивают своевременное отправление составов. Что и говорить, их труд нелегок и кропотлив! Однако ведущей на железнодорожном транспорте всё же считается профессия машиниста тепловоза. Есть люди, кому она по душе. Чем привлекательно для них выбранное занятие, оно ведь связано с риском, да и не каждому под силу выдержать напряжение и физические нагрузки? Мне кажется, здесь должен быть особый интерес к мощной технике, какая-то привязанность к её силе и величию, или просто любовь к поездкам по стальным магистралям, уносящимся вдаль.
Экскурс в прошлое
Многие из нас в детстве читали произведение Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире», в котором рассказывается о машинисте Александре Васильевиче Мальцеве, достигшем мастерства при управлении паровыми машинами. И действительно, из истории нам известно, что раньше была именно такая техника, появившаяся «на свет» в конце XVIII века. Однако ушли в прошлое паровозы, осталась уважаемая и ответственная профессия машиниста. Конечно, современные локомотивы гораздо быстроходнее, мощнее и экономичнее по сравнению со своими «прародителями», однако труд людей, управляющих ими, легче не стал. Чтобы стать высококвалифицированным специалистом, мало знать руководства по эксплуатации, инструкции по движению поездов и маневровой работе, инструкции по тормозам и сигнализации, по технике безопасности труда, правила пожарной безопасности. Как и в любом деле, здесь важен опыт, с помощью которого совершенствуются и закрепляются знания о том, как управлять тепловозом, как работают устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), как осуществляется погрузка вагонов и многое другое. Чтобы запомнить всё это и применять в работе, нужно иметь хорошую память, логику и мышление.
Эрудированности этих людей можно только позавидовать!
Кроме того, представители этой профессии должны быть готовы к любым ситуациям во время движения. При управлении тепловозом машинист постоянно следит за измерительными приборами на пульте управления, отмечает и регулирует скорость движения. Нужно подчеркнуть, что он находится в постоянном напряжении, потому что дорога ошибок не прощает. Машинист тепловоза работает в паре со своим помощником, который, кстати сказать, имеет право его и подменить. Профессия, требующая особого подхода
Вы, наверное, не раз наблюдали за тем, как движется поезд. Глядя на величественную машину, будто «летящую» по рельсам, мы не задумываемся над тем, что машинисту нужно правильно и вовремя её остановить. Для этого он рассчитывает тормозной путь, который зависит от многих факторов, таких как скорость движения транспортного средства, быстрота срабатывания тормозов, нагрузка, приходящаяся на колёса, а также реакция машиниста. К примеру, если тепловоз будет двигаться со средней скоростью – 25 км/час, то длина его тормозного пути составит примерно 70-100 метров. Профессия машиниста тепловоза предъявляет особые требования к здоровью. К работе с железнодорожным транспортом не допустят тех, у кого нарушены зрение или слух, есть сердечно-сосудистые заболевания. Те, кто хочет работать машинистом, обязательно проходит строгий медицинский осмотр. Всё это нужно учитывать тем молодым людям, кто решил посвятить свою жизнь движению поездов. Кстати, основы выбранной специальности они могут освоить, обучаясь в транспортных училищах, в профтехучилищах, в Дорожной технической школе, а также пройти курсы, если есть определённый стаж работы в должности помощника машиниста. Однако тому, кто нашёл своё призвание, и вредные факторы нипочём, хотя они в первую очередь «определяют» пенсионный возраст машиниста (по списку №2). Это повышенное напряжение в электрических цепях, напряженность электромагнитных полей, шум и вибрация на рабочем месте, изменение температуры и влажности воздуха рабочей зоны, движущиеся части оборудования тепловоза и многие другие неблагоприятные условия. Жизнь доказывает, что среди тружеников стальных магистралей нет случайных людей. Это, как правило, хорошие работники, они очень ответственны, сдержанны, и осмотрительны. Можно много ещё говорить о представителях описываемой профессии, отмечая, что их труд, исключительно мужской, сложен, но всё-таки интересен. Мне даже показалось, что в нём есть какая-то романтика, несмотря на то, что работать им приходится вопреки разным погодным условиям. Я думаю, что, несмотря на движущийся технический прогресс, профессия машиниста тепловоза не исчезнет с лица земли, их труд не уйдёт в прошлое, как труд тех, кто имел дело ещё с паровыми машинами. Во всяком случае, почёт вам и уважение, дорогие железнодорожники, труженики стальных магистралей! «Зелёной вам улицы»!
Источник: www.prorzd.ru |