Рассматривая дефекты, которыми периодически «радуют» нас наши бытовые помощницы – автоматические стиральные машины, можно условно разделить их на электротехнические и механические. Первые связаны с проводкой, датчиками, электродвигателями силовой установки и помп, сетевым фильтром и электронным блоком управления. Вторые – с естественным или сверхнормативным износом таких деталей, как подшипники, ремни передачи, повреждениями полимерных баков и бельевой корзины и пр. Такая неисправность, как остановка барабана, может быть спровоцирована и механикой, и электротехникой. Случается даже зависание программы стиральной машины на отжиме, в чем проблема и как это исправить можно узнать - dnepr.repair/stiralnaya-mashina-zavisaet-na-otzhime-chto-delat.
Что заставляет двигаться корзину с бельем во время стирки
Учитывая конструкцию стиральной машины, причин, по которым машина не крутит барабан, столько же, сколько элементов в блок-схеме работы агрегата. Чтобы понять, с какими проблемами можно столкнуться, рассмотрим, как работает машинка-автомат, и какие узлы и механизмы задействованы в процессе вращения барабана.
1. Двигатель – механизм, передающий энергию вращения через ременную передачу или напрямую на вал, закрепленный в подшипниках бака – это кинетическая часть стиральной машинки-автомата.
2. Блок управления – электроника, позволяющая осуществлять запуск и регулировать скорость двигателя в зависимости от выполняемой операции.
3. И, собственно, сам бак с корзиной, шкивом для приводного ремня и подшипниками, как правило, неразборной.
При ближайшем рассмотрении можно выделить несколько дефектов, которые приводят к тому, что барабан не крутится. Проблема может приобретать несколько форм:
·заклинивание – когда барабан невозможно сдвинуть с места;
·корзина вращается вручную, но после загрузки белья и включения программы, остается неподвижной;
·и, наконец, цикл стирки завершен, но на этапе отжима барабан не набирает оборотов, и белье остается мокрым.
Каждая из этих ситуаций вызвана неполадками в определенных узлах и механизмах. Рассмотрим их более подробно.
Условия эксплуатации
Довольно распространенной ошибкой при использовании стиральной машины является несоблюдение норм загрузки вещей в барабан. Кроме того, что стирка сама по себе теряет в качестве, возникает ситуация, когда мощности двигателя просто не хватает для того чтобы провернуть барабан. Полный белья, набравшего дополнительный вес за счет впитавшегося в ткани объема воды, он попросту не может сдвинуться с места.
Для начала:
·остановите цикл стирки;
·отключите машину от электропитания;
·слейте воду;
·уберите часть вещей из машины и попробуйте запустить ее снова.
Если работа нормализовалась – ура, и больше не стоит экспериментировать с чрезмерной загрузкой, ибо можно навредить сразу нескольким узлам – подшипникам, двигателю, баку, валам и приводному ремню. Если же проблема осталась, продолжаем поиск дефекта, вызвавшего подобную реакцию агрегата.
Механическое заклинивание барабана может случиться из-за попадания постороннего предмета между ним и баком, а также при образовании серьезного слоя известкового налета. Как правило, это происходит при длительном сроке эксплуатации и плохом качестве воды.
Проблемы с двигателем
Стиральные машины оснащены мощными электрическими силовыми установками. Соответственно все дефекты, связанные с неисправностями этой группы устройств, вполне вероятны и для агрегатов, установленных в наших стиралках. Быттехника данного вида оснащается двумя типами электродвигателей: классическими асинхронными коллекторными или инверторными, прямоприводными. Наиболее распространенные дефекты первых:
·износ щеток: наступает после 10 лет эксплуатации машинки или раньше, в зависимости от интенсивности использования. Устранение дефекта – замена щеток;
·обрыв обмоток статора или ротора. Можно провести замену одной из деталей, но экономичность такого ремонта под большим вопросом, поскольку стоимость восстановления запчасти может быть дороже нового агрегата в сборе;
·неисправность ламелей коллектора, связанная с механическим износом. Проявляется искрением, заклиниванием двигателя во время работы. Отслоение ламелей визуализируется в процессе осмотра после разборки двигателя. Последствия – перегрев и перегорание обмоток. Такие движки лучше поменять полностью;
·механический износ узла подшипника вала двигателя. Проявляется повышенной вибрацией, люфтом, биением, при котором якорь касается статора. Менять нужно и подшипник, и поврежденные при колебаниях детали.
В инверторных двигателях часто возникают проблемы со скоростью вращения из-за изменения сопротивления обмоток при обрыве, замыкании, перегреве и пр. Повреждения конденсаторов, создающих фазовые сдвиги, также приводит к нарушению работы прямоприводного двигателя. Так же, как и в коллекторных движках, могут возникать проблемы с позиционированием вала при повреждении узла подшипников.
Передаточный механизм
Если в конструкции вашей стиралки использован прямоприводный двигатель, то вас обойдут проблемы с приводным ремнем – резиновой лентой ручейкового или клиновидного типов, которая передает вращающий момент с вала двигателя на шкив, закрепленный на валу барабана. Причиной полного отсутствия вращения корзины может быть слетевший со шкивов приводной ремень, который, в свою очередь, был либо неправильно установлен, либо износился, растянулся и на высокой скорости соскочил с посадочных мест из-за провисания.
Иногда сильное натяжение может повлечь механическое разрушение привода и его разрыв. В обоих случаях снимается задняя крышка машинки и по результату осмотра ремень либо водворяется на место, либо заменяется новым.
Ускоренный износ наступает в случае:
·интенсивной эксплуатации;
·регулярного перегруза машинки;
·ослабления крепления шкивов;
·несовпадения параметров ремня, приобретенного на замену.
При замене детали необходимо устанавливать оригинальную запчасть или аналогичные по длине, ширине и прочим параметрам.
Блок подшипников бака
Остановку корзины может вызвать заклинивание блока подшипников, обеспечивающих вращение вала, на котором крепится барабан. Вам сильно повезет, если конструкция бака в машинке предусматривает возможность ее разборки. В подавляющем большинстве баки изготавливаются единым блоком, куда в заводских условиях запрессовываются подшипники, устанавливается корзина и под действием давления, высокой температуры выполняется неразборной стык между тыльной и фронтальной частью бака.
В таких условиях замена подшипников превращается в головную боль пользователя, который может пойти двумя путями:
1. Попытаться разобрать, починить и собрать конструкцию.
2. Приобрести и заменить бак в сборе, как это рекомендуют производители.
В первом случае вы получите аттракцион под названием «сделай сам» по сомнительной технологии распила пластиковой конструкции с последующей герметизацией стыка и непредсказуемым результатом. Во втором – придется выложить немалую сумму не только за ключевой блок стиралки, но и за его монтаж, при котором мастер разбирает практически всю машинку и собирает ее заново. Как видим, оба варианта не идеальны, но к одному из них, все же, придется обратиться, чтобы устранить неисправность.
Своевременное сервисное обслуживание квалифицированными специалистами, соблюдение условий эксплуатации, использование специальных средств, улучшающих качество воды, поможет предотвратить большинство проблем, сопровождающих работу автоматической стиральной машинки. |