Спустившись на уровень -48 метров, первое, что привлекло наше внимание это довольно громкие и оглушающие звуки двух насосов:
Они интенсивно выкачивали довольно большое количество воды. От этого звука было практически не слышно голосов друг-друга.
Осмотревшись, мы прикинули, как расположены тоннели. Действительно, как мы и писали в предыдущем отчете тоннели построены примерно по 60 метров а 4 стороны от подходной штольни. Они расположены буквой «Н», но штольня расположена не перпендикулярно, а под углом примерно градусов 40 относительно тоннелей. Это видно на фотографии:
В первую очередь мы направились по тоннелю первого пути (в сторону вокзала) в сторону будущей камеры съезда. Направляясь в ту сторону, по пути мы увидели гидравлический бур для бурения скважин в граните для закладки взрывчатки, такой же как и на стволе 11:
Кстати, бур производства Финляндии…
Рядом с буром находился транспортер, который уже почти отжил свое и работает на «последнем дыхании»
Пройдя около 40 метров, мы увидели, что тоннель увеличился в диаметре
Это будущая камера сьезда.
Наконец мы подошли к забою (условно назовем забой 1). Примерно в этом же месте диаметр тоннеля будет увеличиваться.
Относительно поверхности мы находимся в самом начале площади Ленина недалеко от гостиницы «Центральная». Значит, противошерстный съезд будет точно под площадью. А станция «Центральная» будет примерно в 200 метрах от этого места.
Далее мы отправились поэтому же тоннелю в сторону забоя 2. Там мы видим, что чугунные тюбинги сменяются на железобетонные:
Их используют в тех местах, где порода более устойчива. Внешний диаметр тоннеля при этом немного другой. Если при чугунной обделке диаметр тоннеля 5,5 метров, то сдесь в приделах 4,9 – 5,1.
Прямо перед забоем мы видим один из двух эректоров (тюбингоукладчиков). Его состояние, как, собственно, и большинства оборудования оставляет желать лучшего. Так же мы видим, что здесь очень много воды, причем, как выяснилось потом, это место самое затопленное на всем участке. Как видно, ближе к забою идет углубление. Проходчики поэтому поводу говорят, что после взрыва днище тоннеля еще не обрабатывалось и образуются такие углубления. Но по нашему мнению, возможен вариант, что это подъем, который обычно делается перед въездом на станцию для того чтобы снизить скорость состава
Пройти по воде к забою было практически невозможно и поэтому мы пробирались дальше по боковым рельсам для эректора. Забравшись на него был сфотографирован вид на 1-й путь:
…где мы видим бур, транспортер, поворот к подходной штольне и переход от железобетонных тюбингов к чугунным. Так же видно небольшую разницу в диаметре тоннеля, о которой я говорил выше.
После того, как мы спустились с эректора, было видно, что воды в этом мете стало намного меньше. За 10 минут, который мы там находились, насос выкачал половину этого затопления! Появилась возможность сфотографировать 2-й забой:
Далее мы направились в сторону второго пути (перегон длинной около 120 метров от ст. Центральная к ст. Музейная). Двигаясь в сторону штольни мы наткнулись на вот такой разворотник:
Вид на тоннель 2-го пути со стороны подходной штольни:
На снимке видно трубы диаметром примерно метр. Эти трубы будут использоваться в вентиляционной системе тоннелей.
От подходной штольни мы направились влево, в сторону ст. Музейная. Проходя по этому тоннелю, мы решили, что это самое тихое, теплое, сухое и чистое место на участке. Непонятно, отчего это зависит, но рабочие, видимо, с нами солидарны:
..такое себе, место для отдыха…
Перед забоем стоял второй, точно такой же эректор и тоже в плачевном состоянии:
Сразу за ним мы увидели укрепление. Именно в этом месте был вывал породы. Вывал произошел по такой причине: как раз там, где стоит укрепление можно рассмотреть более мелкую и хрупкую породу, что-то вроде щебени:
А вот с другой стороны – твердый гранит. Все это дело для безопасности, во время отсутствия тюбингов, обшивается сеткой:
Вид в сторону станции Центральной (находимся мы примерно под перекрестком пр. Карла Маркса и ул. К. Липкнехта):
Это четвертый забой:
Как видно, тут тоже достаточно много воды и к забою мы пробирались так же как и на 2-м забое – по боковым рельсам. На стенах тоннеля видно сталактиты:
.. жаль фотография не передает того что видишь вживую. Это очень красиво.
Глухая гранитная стена 4-го забоя:
Тоннель без обделки тоже обшит сеткой.
Продвигаясь в сторону ствола для подъема, мы сфотографировали вид на тоннель 2-го пути и на подходную штольню. На переднем плане еще не смонтированные, а сверху уже смонтированные вышеупомянутые трубы для вентиляции. В левой части кадра видно основание ствола:
Основание ствола крупным планом, деревянные направляющие для клетей, а так же сами клети:
Сделаем выводы и сравнения с предыдущим спуском в забой 11-го участка. Здесь, на 14-м за 3 года пройдено на порядок больше. Приблизительно в общей сложности 250 метров двух тоннелей. Техники больше – это выражено в двух хоть как-то, но рабочих тюбингоукладчиках, а так же в двух новых подъемниках. Но условия работы как на 11-м, так и на 14-м участке прямо скажем, очень плохие. Забои не взрывают уже более чем 4 месяца, техника на грани выживания, рабочие не получают заработную плату уже пол года и вынуждены жить на банковских кредитах, проценты с которых обещал выплачивать Метрострой, но этого не делает. Нам не известно, по какой причине Метрострой этого не делает. Нам кажется, что проблемы в распределении денег, которые поступают из государственного бюджета. Где-то они останавливаются и не доходят до Метростроя. В который раз мы удостоверяемся в том, что метрополитен городским властям не интересен. Думаю, не стоит проводить независимое расследование, многим и так все ясно. Много рабочих уволилось, многие ушли в отпуск за свой счет. Эта тенденция буде продолжаться, если не решится вопрос финансирования. А выходить на митинги они не будут, так как дорожат своими семьями. Рабочие наедятся на лучшее, оптимистично наедятся на лучшие времена… Будем и мы надеяться, что все пойдет в лучшую сторону, что хотя бы грядущий чемпионат Европы по футболу в 2012 году хоть как-то повлияет на строительство нашего метро.
Костюк Артем и Саламатов Максим, metro.dp.ua
|