Фоторепортаж о спуске в забой 11 ствола
26 березня 2007, 22:25

Спуск в забой происходил после 6-ти часов вечера. За час до этого производились взрывные работы и проводилось проветривание тоннеля.

 

 

 

Перед спуском мы оделись соответствующим образом, натянули сапоги и каски (спасибо проходчикам ствола). В таком обмундировании мы направились к стволу. На 11-м стволе до сих пор нет клетей, поэтому вниз мы спускались в бадье, которую, как правило, применяют только в самом начале проходки ствола:

Внутри ствола совсем недавно смонтировали лестничное отделение, которое позволяет спускаться в ствол без бадьи:

В самом низу ствола, на глубине 47 метров, находится так называемый зумпф – небольшое продолжение ствола ниже подходных штолен для сбора воды:

В тоннелях сыро, грязно и почти везде капает вода, т.к. швы между тюбингами почти нигде еще нормально не чеканили. Да и раствор за обделку тоже пока не везде загнали. Там же, где это уже сделали, весьма сухо и сверху ничего не капает.

В противоположной части от перегонных тоннелей находится временная насосная станция. В следствие недостаточного финансирования, в ней установлены «допотопные» насосы для откачки воды.

Идем дальше. По другую сторону ствола находится руддвор. Конечно, таковым его назвать сложно, т.к. изначально это должен был быть всего лишь вентиляционный узел, а не комплекс для строительства перегона. Т.к. недавно был взрыв, то вовсю поднимали породу. Доставка породы в бадью делается практически вручную: электровоз до сих пор не приобрели. Для погрузки двое проходчиков подгоняют вагонетку в стволу, закрепляют ее колеса и лебедкой переворачивают в бадью.

После этого пустая вагонетка отганяется на другой путь и подается в забой для загрузки:

В тоннелях в это время было почти безлюдно: возле ствола два человека и еще трое в забое. Оно и не мудрено, ведь работала вечерняя смена.

Дальше вдоль руддвора можно заметить короткий аппендикс для электрокамеры. Здесь предполагается расположить необходимое электроснабжающее оборудование. А пока здесь находится щитки для других «агрегатов» и сушилка для проходчиков:

В конце руддвора половину пути преграждает металлический герметичный щит (не путать с проходческим щитом), построенный после вывала породы в 1999 году. Позже его вскроют и начнут проходку тоннеля 2-го пути к центру. Напротив щита герметично закрыт тот же тонель 2-го пути, который ведет прямо на станцию Вокзальная. Это и есть тот тоннель, который пройден еще перед развалом СССР. В этом месте тоннеля поставлен вентилятор, который подает воздух в забой метростроя:

Попадаем в межтоннельную сбойку. В ней прежде всего бросается в глаза огромный гидравлический бур, с помощью которого забуривают шпуры для взрывчатки:

Далее попадаем в тоннель 1-го пути (из центра к вокзалу). В сторону центра пока стоит глухая стена гранита. Рядом с ней можно заметить агрегат для нагнетания раствора за обделку.

В сторону вокзала пройдено уже 55 метров. Из них 35 метров уже обшиты тюбингами; оставшиеся метры держатся благодаря мощному своду из гранита:

Чтобы гранит сверху не осыпался на голову, его уже обшили металлической сеткой:

В забое вовсю кипит работа: нужно за ночь разобрать весь взорванный гранит (в тоннеле еще даже чувствовался запах от взрывчатки.). К счастью, для этого у проходчиков еще со времен СССР осталась породопогрузочная машина, которой гранит с помощью ковша подают на транспортировочную ленту, а затем в вагонетки:

По словам проходчиков, она «самая новая и самая лучшая» у них в забое (причем склепали ее они своими руками). Как и возле ствола, так и в забое вагонетки толкают вручную:

Иногда лебедками. Кстати, толкают по самодельным стрелкам. Хотя в прошлом году и закупали заводские, но их пока не хватило:

После разбора породы монтируют тюбинги (сейчас их пока нет). Однако, для монтажа тюбингов пока нет эректора – приходится использовать лебедки… В итоге монтаж одного кольца занимает весь день. Плюс один день на взрывные работы и вывоз гранита.

Проходчики в основном жаловались на плохое финансирование. При этом они согласны работать за гроши лишь бы поступали деньги на метериальные ресурсы и технику… На наш вопрос построят ли весь перегон до Центральной до 2010 года, как нам всем обещают власти, проходчики ответили, что таким темпом и с такой техникой как сейчас – нереально. Если нормально финансировать строительство, можно даже отбросить факт использования такой техники, они готовы работать даже так. Тогда вполне реально закончить все в 2010-м.

Сделаем вывод со всего увиденного и услышанного. Власть пока совсем не заинтересована в строительстве метрополитена в Днепропетровске. Достаточно будет увидеть то, в каких условиях работают люди и какую технику они используют. Даже на заре метростроения обрудование было на более высоком уровне, чем сейчас в наших забоях. На самом деле, все оптимистичные статьи о метрополитене, что писались раньше, в большинстве случаев, можно расценивать нереальный прогноз, т.к. финансирование пока не выполняется даже в заявленном объеме. Тем не менее, строительство продолжается и надеемся, что повода для оптимизма дальше будет больше.

Артем Костюк, Олег Тоцкий. metro.dp.ua