В прошлом году было наконец подписано соглашение о выделении ЕБРР кредита в размере 152 млн. евро на строительство Днепропетровского метрополитена.
Средства выделяются под завершение первой очереди от "Вокзальной" до "Музейной", но в каком порядке будет вестись строительство и будет ли выделяться два отдельных пусковых участка ("Вокзальная"-"Центральная" и "Центральная"-"Музейная") пока не очень понятно. Кроме того, 152 млн. евро - это примерно половина суммы из необходимого на три станции; по словам министра финансов еще 152 млн. евро планируется взять у Европейского инвестиционного банка и 63 млн. евро Украина должна выделить в качестве оплаты НДС.
Сейчас проводится международный тендер на завершение строительства первой очереди метро. Предварительную квалификацию прошли 16 претендентов, среди которых есть Киевметрострой, ТИС, Мосметрострой, а также турки, итальянцы и др. Полный список претендентов лежит здесь. Три месяца назад в Днепропетровск заезжали представители строительных организаций, которые осмотрели как действующий, так и строящийся участок, а также задали интересующие их вопросы. В общем, процесс постепенно идет. По последним данным победитель станет известен в 4 квартале 2013 года; тобишь начало работ по кредитным деньгам раньше начала 2014 г. врядли стоит ожидать. Строительство рассчитано примерно на 4 года, значит, если все пойдет хорошо, в 2017-м есть все шансы завершить многострадальный долгострой (напомню, что с момента пуска метро в Днепропетровске в 1995 г. пока не было открыто ни одной новой станции).
Ну а пока претенденты на строительство готовятся побороться за право освоить европейские деньги, давайте посмотрим, какие изменения произошли на строящемся участке за последний год, а также на фотографии классического глубокого метростроя, которого давно уже не видел Киев.
1. На большинстве объектов в прошлом году работы не велись. Во-первых, метрополитен уже в какой-то мере ждал кредит, во-вторых, денег, заложенных в бюджете, как всегда хватило лишь на небольшую часть работ. На фото: площадка будущего вестибюля станции "Центральная".
2. Работы велись только в выработках уже знакомого нам шахтного ствола №14, находящегося неподалеку "Центральной".
3. Что было сделано в прошлом году? По 1-му пути прошли 30 метров в сторону "Центральной", по 2-му около 40 метров в ту же сторону. Также была продолжена разработка временного ходка к СТП (совмещенная тягово-понизительная подстанция), установлены первые 5 колец самой СТП и пройдена выработка под временный склад взрывных материалов. В целом это, конечно, по-прежнему очень мало, ведь остается еще 2 км тоннелей в двухпутном исчислении, но сам факт проведения проходческих работ в прошлом году меня приятно удивил, т.к. я предполагал, что из-за ожидающегося кредита проходку до выбора нового подрядчика вести вообще не будут.
4. Спустимся вниз. Подходняк и насосная камера (слева) рядом со стволом:
5. Так выглядит подходняк и ствол со стороны правого тоннеля (1-й путь):
6. Забой в правом тоннеле в сторону "Центральной". Отсюда до станционной платформы остается пройти еще 76 метров. Что интересно, последние 19 установленных колец железобетонные "харьковского" стиля, а в забое по сравнению с другими относительно сухо.
7. Блокоукладчик:
8. Будущий ходок к СТП:
9. Вид от забоя в сторону "Музейной":
10.
11. Временный ходок к СТП. Работы здесь уже год не ведутся, поэтому он закрыт для прохода.
12. Слева видны первые чугунные кольца СТП:
13. Буровая установка:
14.
15. Забой в сторону "Центральной" в левом тоннеле:
16. Днепропетровский гранит собственной персоной:
17. Еще один блокоукладчик:
18.
19.
20. Первый набор колец большого диаметра, предназначенных для камеры съезда и установленных еще в 2007-м году. Дальше будущую камеру пока прошли обычными кольцами 5,5-метрового диаметра. Так как пока не очень понятна востребованность съезда для оборота поездов за "Центральной", не исключено, что эти кольца не будут перебирать на большой диаметр. Но если "Центральная" таки будет выделена в отдельный пусковой участок, камеру со съездом достроят.
21.
22. Породопогрузочная машина:
23. Тоннель в сторону "Музейной":
24. Примыкание подходняка к стволу:
25.
P.S. Спасибо "Днепрометрострою", Дирекции строительства метрополитена, а также администрации сайта metro.dp.ua за помощь в организации съемки.
Олег Тоцкий, metro.dp.ua
|