Строительство Днепропетровской подземки. Вести с поля боя
15 березня 2007, 22:56

Наверное, для многих сейчас тема строительства Днепропетровской подземки становится актуальной. Тем более, при всё более нарастающих транспортных проблемах города и, в частности, на проспекте Карла Маркса. Несмотря на то, что даты открытия двух новых станций постоянно переносятся, люди все равно надеются на то, что их все-таки откроют к 2010 году – очередному запланированному сроку сдачи. Разные источники по-разному освещают развитие событий на «стройке века». Есть много информации из официальных источников о ходе финансирования. Вся эта информация чаще внушает оптимизм. Но, как говорится, «доверяй, но проверяй». Именно этим мы и решили заняться. За поиском полезной информации мы направились на 11-й шахтный ствол, где в последнее время наблюдается наиболее высокая активность (ствол находится во дворе дома № 109 по пр. Карла Маркса). Нам удалось застать на месте начальника участка Демченко Василия Ивановича и он любезно пригласил нас в свой кабинет.



- Василий Иванович, сколько метров перегонных тоннелей пройдено за последние месяцы?

- Сейчас уже полностью разработаны подходные штольни и ведется проходка левого тоннеля (от ствола в сторону станции «Вокзальная» - прим. авт.). Уже пройдено более 53 метров, из них 35 метров – капитально. Сейчас в месяц мы можем проходить по 15 м в одном забое. До сбойки с оборотными тупиками станции «Вокзальная» нам осталось пройти чуть более 99 м. Это на самом деле всего-ничего. При нормальных финансовых условиях мы бы уже осенью сделали сбойку с вокзалом. Сейчас мы вплотную подошли к сложному водонасыщенному участку. Для того, чтобы можно было строить дальше, необходима работа в три смены и бесперебойное финансирование. В противном случае, есть вероятность проседания грунта. Тем более оборудования, предназначенного, например, для укладки тюбингов (т.е. обшивка тоннеля – прим. авт.), у нас не имеется. Пользуемся старым дедовским способом – лебедками. Что касается правого тоннеля, то от Вокзала до 11-го ствола он давно пройден. В сторону центра мы пока не ведем работ, это должен делать 12-й ствол (он находится возле театра им. М. Горького – прим. авт.)

- Знаете ли Вы как обстоят дела на других участках?

- Точных данных сказать не могу. Знаю только что на 12-м стволе работают рабочие из Кривого Рога. Долгое время велись, в основном, подготовительные работы. Недавно уже началась проходка тоннелей. Кстати, этот ствол должен выполнить 45% работ по строительству тоннелей. На 14-м стволе (возле ЦУМа – прим. авт.) некоторое время назад выполнялась проходка тоннелей в сторону будущей «Центральной» и строительство камер съезда для оборота поездов. В двухстах метрах от них шли подготовительные работы по замораживанию грунта для строительства эскалаторного тоннеля будущей станции. Сейчас это все приостановлено из-за нехватки финансов. Если финансирование продолжится, через полгода уже начнется заморозка грунта.

- Проходили слухи, что станцию «Театральную» строить не будут. Эти слухи чем-то оправданы?

- Да, разговоры об этом были, якобы в целях экономии денег, думали строить сплошной перегон без станции, но в свете последних событий, связанных с участием Украины в тендере на проведение чемпионата Европы по футболу в 2012 году, станцию все-таки решили строить.

- Известно ли какого типа она будет?

- Нет. Знаю только, что она будет находиться на глубине чуть более 30 метров (как «Вокзальная» и «Центральная»), в районе кинотеатра «Родина».

- Касаясь темы тендера на проведение чемпионата Европы. Как Вы думаете, если Украина выиграет тендер, как будут развиваться события на строительстве метро?

- Мне кажется, будет огромный финансовый поток со стороны инвесторов, соответственно темпы строительства станут намного выше. Конечно, если средства распределят «с умом».

- Реально ли увеличить темпы проходки?

- Конечно! Наши квалифицированные рабочие могут проходить в месяц и по 30 метров, но для этого нужно, во-первых, оборудовать на стволах клети для подъема людей и породы, во-вторых, открыть второй забой, например, в сторону парка Глобы. Но все это, как вы понимаете, опять же упирается в финансы.

- Судя по всему, финансирование строительства идет, но не очень большими темпами…

- Шло. На данный момент оно полностью прекратилось. Проходка прекратилась. Сейчас происходит то, чего мы боялись – начался отток рабочих на другие стройки. Если сейчас немедленно не выделить финансы – это грозит очередной полной заморозкой строительства! Сейчас назревает такая ситуация: начало года – деньги не поступают, рабочие начинают расходиться; середина года – поступили деньги, опять собираем людей 3-4 месяца; в конце года поступает еще часть денег – работаем 3 месяца нормально. Нет никакого смысла от того, что нам заплатят в конце года! Вот из-за этих перебоев в финансировании, видите, сколько мы теряем времени! Такой вот парадокс получается… Дайте нам сейчас хотя бы 6-7 миллионов гривен – кое как можно продержаться. Только на наш участок нужно в месяц около 3 млн. гривен, а для более быстрой проходки и того больше. Не припоминаю, чтобы мы когда-нибудь попадали в такую сложную ситуацию. Сейчас ждем 22 марта. В этот день сессия горсовета должна передать строительство Днепропетровского метрополитена на баланс города. Думаю, что если это случится, дела у нас наладятся…

- Примерно месяц назад город обещал выделить 5 млн. гривен. Выделил?

- Только на бумаге… Хотя согласно постановлению Кабинета Министров, город и область вместе должны выделить не меньше, чем госбюджет. А госбюджет обещает 58 миллионов. Чтобы опередить поступление остро необходимых средств, мы недавно взяли беспроцентный кредит в банке, чтобы выплатить зарплаты рабочим. Сейчас городские власти делают упор на привлечение инвесторов и получения денег от продаж земель но это пока только разговоры. Для полноценной работы нам нужно около 100 миллионов.

Да, как видим проблем у Днепропетровской подземки сейчас хватает и большинство из них связаны с финансированием. Видимо развитие нормального, европейского городского транспорта стоит на втором плане, а что-то более важное стоит на первом. Не будем конкретизировать, вариантов может быть много. К тому же, судя по примерам других городов, неплохой метод решения таких проблем – взять безпроцентный кредит в банке на несколько месяцев, чтобы потом его вернуть из бюджетных средств. Впрочем, несмотря ни на что, метро в Днепропетровске хоть как-то, но продолжает строиться. Хочется верить, что в этом году вся запланированная сумма будет выделена и использована по назначению, проходчики 11-го ствола полностью пройдут тоннель до Вокзальной, а возле ЦУМа закончатся подготовительные работы и начнет строиться новая станция. Что же, будем ждать… Мы продолжим следить за ходом строительства и через несколько месяцев снова вернемся к этой теме.

Артем Костюк, Олег Тоцкий, Вадим Липинский. metro.dp.ua